«Скопа» для морпехов - Конвертопланы с поворотными винтами

Схема конвертоплана с поворотными винтами удостоилась наиболее пристального внимания конструкторов. В1955 гг. фирма Bell построила по заказу армии и ВВС США два экспериментальных вертолета-самолета XV-3. Подъемная сила и тяга создавались двумя воздушными винтами диаметром 7,32 м, напоминавшими вертолетные роторы. Их вращал поршневой мотор мощностью 500 л. с. При горизонтальном полете винты отклонялись вперед, часть подъемной силы создавалась крылом, имевшим размах 9,46 м. Аппарат оснащался традиционными самолетными поверхностями хвостового оперения. Перекрестная трансмиссия, характерная для многодвигательных аппаратов этого типа, отсутствовала. В случае отказа двигателя винты автоматически приводились в вертикальное положение, вследствие чего XV-3 мог снижаться на авторотации, как обычный вертолет.

В 1960 г. фирма Curtiss-Wright построила экспериментальный аппарат Х-100. Размещенный в фюзеляже турбовинтовой двигатель-мощностью 625 л. с. вращал два несущих винта. После взлета «по-вертолетному» они плавно поворачивались вперед для создания тяги, необходимой для горизонтального полета. Балансировка в режиме висения и на малых скоростях обеспечивалась с помощью управляемого реактивного сопла в хвостовой части фюзеляжа. Четыре года спустя в воздух понялся построенный по заказу ВВС США Х-19 - шестиместный аппарат с фюзеляжем, напоминающим самолетный. Он был оснащен двумя тандемными крыльями малого размаха, на концах которых были установлены поворотные несущие винты диаметром по 2 м. Каждая пара винтов приводилась во вращение турбовинтовым двигателем Т-55 мощностью 2000 л. с. Управляемость на переходных режимах обеспечивалась за счет изменения угла установки воздушных винтов; в горизонтальном полете использовались элероны и руль направления. Летные характеристики аппарата оказались не очень обещающими. После того как Х-19 был потерян в катастрофе, фирма прекратила работы в этом направлении.

Конвертоплан Х-22 был разработан фирмой Bell для проведения исследований в полете с использованием поворотных канальных движителей. Традиционный фюзеляж имел расположенные в задней части короткие крылья, на передней кромке каждого из них размещались каналы с трехлопастными винтами, в турбулентном потоке воздуха от которых располагались элероны. Винты, по рекомендации ученых-аэродинамиков, были помещены в кольцевые кожухи. Использование кольцевых каналов позволило заметно увеличить статическую тягу, а сами кожухи, как оказалось, повышали подъемную силу. Носовые рули, установленные с каждого борта фюзеляжа непосредственно за кабиной пилотов, имели аналогичные каналы и рулевые поверхности. В корневой части каждого крыла были установлены по два двигателя мощностью 1250 л. с, связанных для надежности перекрестной трансмиссией. Управление при полете с малыми скоростями осуществлялось за счет шага винтов.

В середине 1980-х гг. совместными усилиями фирм Bell и Boeing был создан конвертоплан с поворотными винтами, получивший наименование V-22 Osprey («Скопа»). Двухмоторная и двухвинтовая машина, предназначенная для выполнения операций специального назначения, стала первым кон-вертопланом, запущенным в серийное производство и принятым на вооружение Корпуса морской пехоты и ВВС США. Поворот винтов производится совместно с двигателями, размещенными на концах крыла. Для обеспечения устойчивости каждый винт снабжен вертолетным автоматом перекоса. Переход с режима вертикального взлета и висения к горизонтальному полету занимает всего 12 с.






братья хортены
изобретение самолета презентация
монгольский лук
каким богам поклонялись люди