Материалы


«Титановый гусь» ВВС США - Сверхскоростные самолеты-разведчики

В конце 1950-х гг. американская корпорация Lockheed начала предварительные проработки самолета-разведчика, призванного заменить действовавшие на тот момент U-2, известные под кодовым названием Angel. В качестве заказчика выступало ЦРУ США. Новая разрабока получила обозначение Archangel. Летные испытания самолета А-12 начались 25 апреля 1962 г. на полигоне Грум Лэйк. Первые 5 машин были оснащены двигателями Pratt & Whitney J75, позволявшими А-12 достигать скоростей в пикировании приблизительно в 2 М. В октябре 1962 г. на самолеты А-12 стали устанавливать специально разработанные для них новые двигатели J58, с помощью которых удалось достичь скоростей 3,2 М.

Изначально самолет разрабатывался для проведения глубинной разведки над территорией Советского Союза, но после того, как в 1960 г. близ Свердловска был сбит разведчик U-2, связываться с советской ПВО американцы опасались. В 1967 г. А-12 были размещены на Окинаве, откуда произвели около 22 вылетов для проведения разведки над территорией Северного Вьетнама.

Дальнейшим развитием А-12 стал стратегический разведчик SR-71. Он был длиннее и тяжелее предшественника. Его фюзеляж был удлинен для расширения топливных баков, экипаж увеличен до 2 человек. Самолет был оборудован радиоэлектронными датчиками, РЛС бокового обзора и фотоаппаратом

Главной «изюминкой» самолета является турбо-прямоточный двигатель J58 фирмы Pratt & Whitney. На скоростях до 1,6 М он работает как обычный турбореактивный двигатель. На больших скоростях подвижный носовой конус воздухозаборника постепенно втягивается внутрь мотогондолы. При этом происходит перестройка скачков уплотнения на входе в воздухозаборник, и часть воздуха направляется мимо турбины прямо к форсажной камере. На максимальной скорости именно в ней создается 80% развиваемой двигателем тяги.

Особенно сложной проблемой полета на скоростях более З М является высокий нагрев корпуса до 400-500 °С, поэтому значительная часть планера была изготовлена из титановых сплавов. Для обеспечения приемлемых температур в кабине экипажа воздух в ней охлаждался кондиционером, который в свою очередь через теплообменник, находящийся перед силовыми установками, отдавал тепло топливу, поступающему в двигатели. При разработке SR-71 принимались меры для снижения радиолокационной и тепловой за-метности (наклоненное внутрь вертикальное оперение, радиопоглощающее покрытие, топливо с присадками для снижения температуры выхлопа). Впрочем, сами разработчики оценивали их эффективность весьма невысоко. Серийные машины окрашивались темно-синей краской для маскировки на фоне ночного неба, благодаря чему самолет получил неофициальное название Blackbird («Черный дрозд»).

SR-71 выполнял разведвательные миссии над территорией Вьетнама и Северной Кореи, Кубы и Восточной Европы, неоднократно нарушал воздушное пространство СССР. В 1973 г. во время арабо-израильской войны Судного дня Blackbird производил фоторазведку Египта, Иордании и Сирии. Боевых потерь в этих полетах не было, хотя ПВО Вьетнама неоднократно обстреливало разведчики ракетами С-75. Два SR-71 были потеряны в результате аварий.

27 июля 1976 г. на 1000-километровом маршруте самолет SR-71A показал среднюю скорость 3367,221 км/ч. Результат был признан ФАИ мировым рекордом. 28 июля был зафиксирован рекорд высоты - 25929 м, достигнутый на том же самолете.

Эксплуатация SR-71 была крайне дорогостоящей. Поэтому в 1989 г., несмотря на сопротивление командования ВВС, самолеты были сняты с вооружения.


24.09.2017




ньютон детям
герофил
изобретатель лифта
герофил