Английская «Гончая» - Боевые самолеты вертикального взлета
В 1958 г. английская фирма Hawker-Siddeley (впоследствии влившаяся в концерн British Aerospace) начала разработку одноместного истребителя, названного Harrier («Гончая»). Первые 6 машин оснастили одним двигателем Р-1127 с тягой 5216 кН, оборудованным четырьмя поворотными соплами. Управление на режимах висения и при полете на малых скоростях обеспечивалось с помощью струйных рулей в носовой и хвостовой частях фюзеляжа, а также на концах крыльев.
Первый полет, в котором был проверен режим висения, состоялся 21 октября 1960 г., а первый переход из висения в горизонтальный полет был осуществлен только в сентябре 1961 г. За опытными машинами последовали серийные модели, получившие название Sea Harrier, которые в 1969 г. и были приняты на вооружение. Самолеты этого типа до сих пор находятся в серийном производстве в Англии, а также по лицензии выпускаются в США как машины непосредственной авиационной поддержки для нужд Корпуса морской пехоты.
Благодаря большому диапазону отклонения сопел самолет может не только взлетать вертикально, но способен летать назад или даже вбок, как вертолет. Опыт, полученный в ходе Фолклендской войны 1982 г., показал, что такое нетрадиционное маневрирование вызывает значительные трудности в бою для вражеских летчиков. В воздушных боях британцы не потеряли ни одного самолета, при этом на счет Harrier может быть записано более 20 аргентинских машин. Война высветила, однако, недостаточность дальности полета и боевую нагрузку Harrier при вертикальном взлете. После нее Harrier стали практиковать взлет с коротким разбегом, а в носовой части английских авианосцев был установлен наклонный трамплин, что увеличило угол атаки в конце разбега.
Американская фирма McDonnell-Douglas приобрела лицензию на изготовление английских самолетов Harrier AV-8A и создала на их базе усовершенствованный вариант AV-8B. Модернизированный самолет имеет суперкритическое крыло увеличенной площади, изготовленное с применением композиционных материалов, воздухозаборники двигателя с измененной геометрией, позволяющей увеличить тягу на 265 кгс, а также устройство для увеличения подъемной силы, состоящее из убирающегося под-фюзеляжного поперечного щитка и фиксированных продольных гребней на пушечном контейнере. Самолет AV-8B имеет более мощный, чем у его предшественника, двигатель с тягой 10800 кгс. Это позволило увеличить максимальный взлетный вес при вертикальном взлете до 8550 кг, а при взлете с коротким разбегом - до 13200 кг.
В 1964 г. в КБ А.С.Яковлева был разработан опытный СВВП Як-36, оснащенный двумя двигателями Р21М-300 тягой по 5000 кгс каждый, снабженными поворотными соплами. По результатам его испытаний было принято решение о разработке палубного штурмовика вертикального взлета и посадки Як-38, чье серийное производство началось в 1971 г. Эти самолеты составили основу авигрупп четырех советских авианесущих крейсеров типа «Киев». Их эксплуатация показала, что радиус действия явно недостаточен, а в тропических условиях тяги подъемные двигатели были способны оторвать самолет от палубы лишь при отсутствии вооружения. Положение усугублялось тем, что архитектура авианесущих крейсеров не позволяла производить взлет с коротким разбегом. Создание в 1985 г. улучшенного Як-38М с двумя подкрыльевыми ПТБ и усовершенствованным вооружением ситуации радикально не изменило. В 1991 г. на фоне нарастающих в СССР кризисных процессов Як-38 были сняты с вооружения.
в 1748 изобретение |
справочник холодное оружие |
готический доспех из эрмитажа фото |
открытие электрона |