Поворачивая крылья... - Конвертопланы с поворотным крылом

Летательные аппараты с поворотным крылом наиболее наглядно сочетают в себе способность вертикально взлетать с довольно приличными летными характеристиками обычного самолета. При выполнении взлета крыло таких аппаратов, с установленными на нем моторами, переводится в вертикальное положение, а воздушные винты обеспечивают тягу, необходимую для отрыва от земли. На переходном режиме крыло переводится постепенно в горизонтальное положение, после этого вся подъемная сила создается крылом, а винты обеспечивают лишь тягу, необходимую для горизонтального перемещения.

Уникальный четырехмоторный аппарат ХС-142А был разработан совместно фирмами Vought, Ryan и Hiller по заказу ВВС США в качестве транспортного средства. Интересно отметить, что он был последним в ВВС из машин группы «ХС»: с 1962-го была введена новая классификация и первому транспортному самолету новой разработки присвоили обозначение С-1. Несмотря на несколько измененные по сравнению с традиционными транспортниками пропорции, ХС-142А напоминал обычный самолет. Все крыло, на котором было установлено четыре турбовинтовых двигателя мощностью по 2850 л. с. фирмы General Electric, могло поворачиваться из горизонтального положения до полного вертикального. Балансировка и управление аппаратом на малых скоростях осуществлялись хвостовым ротором, расположенным в горизонтальной плоскости.

Первый полет ХС-124А был выполнен 29 сентября 1964 г. и прошел весьма успешно: во всяком случае, гораздо лучше, чем у многих других конвертопла-нов. Аппарат погубила очень высокая стоимость, что было вызвано его конструктивной сложностью. Хотя испытания шли в течение 6 лет и было построено 5 таких машин, серийное производство так и не было развернуто. Бережливые американцы легко определили, что для выполнения таких задач более выгодно (в смысле затрат) делать тяжелые скоростные вертолеты.

В 1965 г. канадская фирма Canadair построила конвертоплан CL-84 Dynavert, крылья которого вместе с двумя турбовинтовыми двигателями могли поворачиваться на угол до 100°. Это позволяло аппарату лететь не только вперед, но и назад со скоростью 56 км/ч или зависать на месте. Были применены щитки Крюгера совместно с щелевыми закрылками, расположенными по всему размаху крыла, которые также могли использоваться дифференциально в качестве элеронов. При углах поворота до 30° стабилизатор поворачивался синхронно с крылом, что обеспечивалось внутренней связью, но при больших углах хвостовой стабилизатор возвращался к нулевому отклонению. На малых скоростях или в режиме зависания осями наклона крыла управляли два небольших пропеллера, установленных на конце фюзеляжа. Грузовой отсек был рассчитан на перевозку 12 солдат.

Первый полет с зависанием был выполнен 7 мая 1965 г. Аппарат набрал 145 полетных часов, прежде чем разбился 12 сентября 1967 г. Однако канадское Министерство обороны заказало три экземпляра улучшенного самолета CL-84-1 (армейское обозначение - СХ-84), с двигателями мощностью 1500 л. с. (вместо 1400 л. с.) на опытном самолете. Испытания показали, что общая эффективность самолета CL-84, выраженная в километрах за час полета для типичных поисковых операций, в два с половиной раза больше, чем у поискового вертолета того времени. В феврале 1972 г. самолет СХ-84 совершил несколько посадок на корабль управления системы подводного наблюдения Guam. Однако в июле 1973-го он также был потерян. Авария произошла на режиме горизонтального полета, экипаж в составе двух человек катапультировался.






шашка на перевязи
первые персональные компьютеры
где изобрели мыло
все о о сокровищах хана