Материалы


Винтокрылы - Аппараты с комбинацией крыла и несущего винта

Первые попытки создания винтокрыла - аппарата, сочетающего в своей конструкции несущий винт и самолетное крыло - были предприняты еще в 1930-х гг. (можно назвать советский аппарат ЦАГИ 11 -ЭА и американский Herrick HV-2).

В 1954 г. американская фирма McDonnell представила винтокрыл XV-1. Этот аппарат объединял в себе свойства вертолета и самолета, так как он имел вертолетный винт, крыло и толкающий воздушный винт, вращаемый поршневым двигателем мощностью 550 л. с. Ротор не имел механического привода. Воздух высокого давления, поступающий от компрессора двигателя, направлялся к небольшим реактивным соплам, установленным на законцовках ротора. В скоростном горизонтальном полете подача воздуха в реактивные сопла отключалась, и ротор устанавливался в режим авторотации.

В 1961 г. одна из старейших вертолетостроительных компаний США - Piasecki Aircraft - в инициативном порядке построила вертолет 16Н-1 pathfinder. После проведения первого этапа испытаний на прототип установили крыло и заменили рулевой винт на трехлопастный толкающий винт. На выходе из кольцевого канала винта были предусмотрены управляемые поверхности, обеспечивавшие путевое управление и парирование крутящего момента. В ходе летных испытаний была достигнута крейсерская скорость 273 км/ч. В начале XXI в. после долгого перерыва фирма Piasecki вновь вернулась к этой теме. В 2007 г. в воздух поднялся вертолет Х-49А Speedhawk - модификация серийного UH-60 Black Hawk, оснащенная крылом и толкающим финтом. На испытаниях Х-49А показал скорость 376 км/ч - на 120 км/ч быстрее прототипа, при этом снизился уровень вибраций конструкции.

В 1967 г. компания Lockheed построила комбинированный вертолет АН-56А Cheyenne. Это была машина с изящным фюзеляжем, крыльями малого размаха, убирающимся шасси и экипажем из двух человек. Турбовальный двигатель General Electric T64-GE-16 развивал мощность 3980 л. с. и вращал четырехлопастные несущий и хвостовой винты, плюс трехлопастный воздушный толкающий винт на хвосте машины. Летные испытания начались 21 сентября 1967 г., а в начале 1968 г. был заключен контракт на серийное производство АН-56А для армии США. Была построена первая партия из 10 машин, однако проблемы, связанные с разработкой, привели к разрыву контракта в августе 1972 г. Cheyenne, который продемонстрировал максимальную скорость 407 км/ч, должен был оснащаться пушкой, гранатометом или пулеметом в носовой турели, противотанковыми ракетами или ракетами «воздух-земля» на подкрыльевых пусковых направляющих.

В СССР ОКБ Н.И.Камова создало винтокрыл Ка-22 с двумя турбовинтовыми двигателями. 17 июня 1959 г. летчик-испытатель Д. К. Ефремов оторвал винтокрыл от земли, 19 июля выполнил полет на режиме висения, а 15 августа совершил полет по кругу. В 1960 г. было принято решение о малосерийном производстве винтокрыла. Его планировалось использовать для перевозки крупногабаритных грузов и техники в большеразмерной грузовой кабине, по объему превосходящей кабину десантно-транспортного самолета Ан-12. Однако после нескольких тяжелых катастроф машину сочли непригодной и в серийное производство Не пустили. Предпочтение отдали тяжелому вертолету Ми-6. Главными недостатками Ка-22 были большие потери мощности на привод тянущих винтов и большие потери тяги от обдувки крыла потоком несущих винтов. В 1961 г. на Ка-22 были установлены восемь мировых рекордов для винтокрылов, в том числе скорости (356,3 км/ч), и массы груза, поднятого на высоту 2000 м (16485 кг), которые не побиты до сих пор.


22.11.2017




как корейцы делают монгольские луки
в чём сходство и различие крепостей и замков
венгерская сабля
римская империя