Акбар, Великий Могол, Император Индии
Характерной чертой правления Акбара было внимание к общественному мнению, и каждое утро он проводил у окна на виду у своих подданных, чтобы они могли возрадоваться пребыванию императора среди них.
Впрочем, те немногочисленные придворные, которые исповедовали значит «божественная вера», встречались тайком и обсуждали религиозные доктрины, обходясь без священных изображений и церковной иерархии. Известно, что Акбар отличался образованностью и видел зерна истины в большинстве религиозных учений, не склоняясь ни к одному из них. Девятнадцать избранных им придворных разделяли его интерес к мистицизму и изобрели собственные религиозные ритуалы, взятые из разных религиозных культов. Свет обожествлялся, убийство животных запрещалось, а тысяча санскритских имен солнца распевались на индуистский манер. Велись горячие дискуссии о лучшем способе очистить душу. Однако для многих, а особенно для мусульман, учение дин-и иллахи находилось в опасной близости к богохульству. Аллах акбар, один из ритуальных молитвенных возгласов в этом узком кругу посвященных, безусловно означал «Бог велик», но критики замечали, что его можно толковать и как «Бог - это Акбар».
Происхождение Акбара
Бабур, дед Акбара, был тюрком из рода Джагатаев, названного так потому, что древняя родина его племени, лежавшая к северу от реки Оксус в Центральной Азии, досталась в наследство сыну Чингисхана Джагатаю. Бабур заявлял о себе как о тринадцатом потомке Чингисхана по материнской линии, однако его монгольское племя давно ассимилировалось с тюрками вследствие долгих лет пребывания среди них. По мужской линии он был пятым потомком Тамерлана (Тимура), и именно это стало источником, из которого он черпал и мощь, и вдохновение.
Фергана, где Бабур был эмиром, лежала к северу от Гиндукуша и была одним из многочисленных государств, которыми правили представители династии Тимуридов, потомки великого завоевателя. Все они соперничали между собой, пытаясь восстановить империи Тамерлана в 1497 г., а потом и в 1501 г. Бабуру удалось завоевать Самарканд, столицу Тамерлана. При этом он оставался вассалом иранской династии Сефевидов, которую с запада теснили османы, а с северо-востока узбеки. Узбекская армия лишила Бабура не только Самарканда, но и Ферганы, и он вынужден был отступить в Кабул, который он занял в 1504 г. и сделал своей столицей. К 1510-м гг. он оставил попытки завладеть Самаркандом. Бабур никогда уже не увидит сверкающих на солнце куполов этого города, украшенных майоликой (глазурованной черепицей) и мозаиками из мрамора и золота. Он должен будет повернуть на юг, чтобы удовлетворить свое тимуридское честолюбие.
Султанат представлял собой конфедерацию афганских и тюркских вождей, правивших Северной Индией (в том числе Пенджабом) из своей столицы Дели. Султан Ибрагим Лоди, афганец, погиб на поле боя, и через несколько дней Бабур был уже в Дели, завоевав его земли. Сопротивление продолжали оказывать раджпуты, индуистская каста воинов-землевладельцев, чьи земли и государства располагались в Центральной и Северной Индии.
Акбар вступает в право наследования
Государство раджпутов Мевар было завоевано армиями Бабура в 1527 г., а в 1535 г. его сын и наследник Хумаюн покорил северо-восточное государство Гуджарат. В 1540 г. Шер Шах, афганский наемник, вытеснил Хумаюна из Индии и основал новую династию, правившую Северной Индией в течение последующих 15 лет. Прибегнув к помощи Ирана, в 1555 г. Хумаюн сначала взял Лахор, а затем Дели и Агру, и его тринадцатилетний сын Акбар стал наместником Пенджаба. В следующем году Хумаюн скончался от травм, полученных при падении с лестницы в библиотеке, и Акбар стал его юным наследником.
Афганские силы под предводительством Хему, полководца-индуиста, который хотел захватить трон для себя, взяли Дели, однако битва в ноябре 1556 г., снова на равнине Панипат, закончилась решительной победой моголов. Поражение афганской армии открыло дорогу в Дели, где Акбар был провозглашен императором. Вначале под его властью были только Пенджаб и область вокруг Дели, нов 1561 г. армия моголов покорила государство Мальва, контролировавшее пути к плато Декан. Территориальная база императора укрепилась.
Военные победы и контроль над аристократией
Военные кампании Акбара распространили власть моголов к западу, где в 1573 г. был завоеван Гуджарат, а потом и к востоку, где тремя годами позже была покорена Бенгалия. В 1562 г. он женился на раджпутской принцессе, дочери раджи Джайпура, который признал его сюзереном; за этим последовали союзы с другими раджпутскими властителями. В 1568 г. армия Акбара вырезала жителей города Читора, столицы раджпутской конфедерации Мевар на северо-западе. Мевар не прекращал сопротивления до конца царствования Акбара, однако жестокий урок склонил раджпутских раджей к подчинению. Раджастан на северо-западе Индии, где в основном правили раджпуты, к 1569 г. смирился с властью Акбара.
Мусульманские правители Северной Индии имели долгую традицию правления при посредстве местной индуистской элиты, однако Акбар сделал это отличительной особенностью своего царствования, что дало империи стабильность и возможность развития. Сотням тысяч воинов и землевладельцев было позволено сохранять свои земельные участки и индуистские традиции до тех пор, пока они служили у Акбара на военной службе и платили ему дань. Раджпутов поощряли пополнять ряды армии и чиновничества. Многие из них стали полководцами и губернаторами провинций; на службе императора, наряду с индийскими мусульманами и индуистами, также состояли персы, выходцы из Центральной Азии, и турки. Как правило, исключались лишь афганцы, непримиримые враги Акбара.
Отношения Акбара с правителями государств были неофеодальными, но областями, над которыми существовал прямой имперский контроль, правил новый класс чиновников, так называемых, разделенных на 33 категории в соответствии с количеством людей, которыми они командовали. Это число варьировалось от 10 до 5 тыс. Эти имперские чиновники были, как правило, иностранцами и снабжали кадрами как армейский офицерский корпус, так и гражданскую администрацию, представителям которой также были присвоены военные звания. Таким образом, все были обязаны хранить верность императору, своему главнокомандующему. Подобно египетским мамлюкам и османским янычарам, не могли передавать свои должности по наследству, а по повелению императора их можно было перебрасывать из одной части страны в другую. У не было возможности установить прочные местные связи, а недостаток средств не позволял им иметь собственную армию.
Пятнадцать индийских провинций
И военные, и гражданские офицеры получали жалованье либо прямо из государственной казны, либо оставляли себе эквивалентную назначенному содержанию часть доходов, получаемых от управляемых ими земель, а остальную часть отправляли в казну. Акбар разделил Индию на 15 провинций, в каждой из которых был наместник, советник по финансам, управляющий по делам религии и судья. За ситуацией на местах следили правительственные агенты, отправлявшие свои донесения непосредственно в центральную администрацию Дели, которая, в свою очередь, была разделена на четыре главных департамента: ведомство первого министра, финансовое управление, генеральное казначейство и верховный суд, занимавшийся также делами религии. Система отличалась эффективностью и позволяла Акбару получать точные статистические данные. К 1580 г. он усреднил данные по урожайности и ценам на продовольствие за десятилетний период и соотнес эти данные с различной плодородностью почв, после чего такая статистика стала основой для установления размера налогов.
Необходимость веротерпимости
Во времена Акбара мусульмане в Индии были лишь незначительным меньшинством, и кампания по массовой была практически неосуществимой. Новая политика религиозной терпимости признавала культурное многообразие Индии, но в то же время это многообразие способно было разорвать империю на части. Терпимость была отражением собственных взглядов Акбара. Однако эта политика служила также его имперским интересам. Соответственно, особый подушный налог, который платили, был отменен, насильственное обращение военнопленных в ислам было запрещено, и налог, которым облагались немусульманские места паломничества, был аннулирован. Исламские суды продолжали функционировать, однако чтились также решения, выносимые индуистскими деревенскими старейшинами.
Императорский эдикт 1579 г. сделал Акбара главным арбитром по религиозным вопросам ислама, но при этом поощрял точку зрения, в соответствии с которой император был средоточием религиозной мудрости для всех свои подданных независимо от их веры. Такое кардинальное нововведение сделало личность Акбара воплощением божественной просветленности, что противоречило традиционному исламу. Согласно тюркско-монгольской и центрально-азиатской традиции властелину следовало делиться властью с узким кругом приближенных, однако Акбар, наоборот, сделал центром правления самого себя, и результатом стал культ его личности.
Убеждения Акбара были неотъемлемой частью его характера, и в итоге унаследованная им разнородная федерация мусульманской знати превратилась в преданную ему этнически пеструю правящую группу. Его центрально-азиатские придворные, опасаясь потери своего влияния, в 1564-1574 гг. подняли ряд крупных мятежей, воспользовавшись в качестве предлога недовольством ортодоксальных мусульман против веротерпимости Акбара. Армия императора жестоко подавила эти мятежи.
Акбар основывает новый город Фатехпурсикри
Политика веротерпимости Акбара воплощена в архитектуре Фатехпур-Сикри, города, основанного им в 1569 г. к западу от города-крепости Агры в Индии. До 1598 г. этот город был столицей, и в его зданиях, особенно в большой мечети Джами-Масджид, чьи массивные Врата Победы напоминают о победе над Гуджаратом в 1573 г., причудливо переплетаются индуистские элементы с монументальностью исламских архитектурных форм.
Завоевательные походы продолжались до конца царствования Акбара. Он укрепил свои позиции на северо-западных границах, в краях, поставлявших фураж для кавалерии. В 1586 г. был покорен Кашмир, пятью годами позже - Синд, а кульминацией военных кампаний в этом регионе стало взятие Кандагара у иранских Сефевидов в 1595 г.
Смерть Акбара
Десятью годами позже после смерти Акбара его армия продвигалась по плато Декан к Южной Индии. Он был первым человеком, объединившим Индию, и власть моголов, наиболее сильная в Северной Индии, продержалась еще почти столетие после его смерти. Его наследие было подорвано религиозной нетерпимостью императора Аурангзеба (правил в 1658- 1707 гг.), не допускавшего индуистов на государственную службу и преследовавшего сикхов. Власть моголов была обречена. Просвещенные беседы, которые велись в узком кругу приближенных Акбара, были, как оказалось, не просто светской болтовней. Порожденные ими социальные установки стали основополагающими для империи Моголов.
изобретение космического корабля |
ненайденные сокровища мира |
сабли х-xv вв. |
штык нож лебеля |