Рамсес II, Величайший Египетский Фараон

Тридцать династий фараонов правили Египтом начиная с 3000 до 343 г. до н. э., когда вторжение персов привело к потере страной независимости. Для египетской культуры вообще характерна глубокая взаимосвязь между историей правящих династий и современной им культурой, и это особенно справедливо по отношению к истории правления Рамсеса II. Колоссальные статуи этого правителя, установленные в Египте и Нубии, и многочисленные рельефы прославляли его свершения и способствовали укреплению власти фараона.

Его правление было вторым по продолжительности за всю историю Древнего Египта, и необыкновенное количество храмов, построенных в эти годы, свидетельствует о процветании страны под эгидой правителя, чья слава и многочисленные изображения стали эталоном для будущих фараонов. Девять царей последующей двадцатой династии также приняли имя Рамсес, и вести родословную от этого фараона считалось очень почетным с начала I тыс. до н. э. вплоть до того времени, когда могущество Египта пошатнулось. Для своих подданных он и при жизни, и после смерти был «Сесе». Это прозвище говорит о всенародной любви к правителю, ставшему национальным символом.

Папирус и пирамиды и храмы Рамзеса

Река Нил была основой развития египетской цивилизации, история которой уходит в IV тыс. до н. э., в до династический период. Нил берет начало в Нубии, к югу от Египта, огибает пустыню Сахара и впадает в Средиземное море, образуя дельту. Ежегодные разливы Нила были главной причиной исключительного плодородия речной долины, а также способствовали росту на болотах папируса, который давал египетской элите материал для письма. Папирус, главный продукт экспорта в Грецию и Рим классического периода, был тесно связан с сакральной традицией учености, особенно сильной в таких областях, как математика, астрономия и медицина. Окало 3000 г. до н. э. в Египте сложилось два типа письма - иероглифическое и так называемое иератическое, представлявшее собой форму курсивной скорописи. Оба типа широко использовались в государственном делопроизводстве уже к середине III тыс. до н. э.

 

Папирус и пирамиды

 

Строительство пирамид, достигшее расцвета в период между Третьей и Шестой династиями, 2650-2150 гг. до н. э., свидетельствовало как о возможности централизованного государства мобилизовать колоссальные трудовые резервы, так и о значительных технических знаниях и навыках, особенно в области геодезии, которые использовались для восстановления границ между земельными участками после ежегодных разливов. Звеньями, соединяющими жизнь со смертью и загробной жизнью, служили разнообразные царские усыпальницы: гробницы, пирамиды, а также храмы, посвященные культу тех богов, земными воплощениями которых являлись египетские фараоны.

Место египетских царей в общественной иерархии

Титул «перо» (отсюда слово «фараон») вошел в употребление лишь 1400 г. до н. э.; он связан с понятиями «великий дом» или «дворец». Однако сущность царской власти была установлена намного раньше, и из сохранившихся надписей можно сделать выводы, что предназначением фараонов было поддержание порядка, то есть созидательной стабильности, одновременно общественной и духовной, земной и космической. В этой иерархии бытия египетские цари занимали четко определенное место. Выше их были только боги, а ниже находились души умерших и мир живых людей. Среди многочисленных царских титулов первый указывает на связь царя с Гором, богом в облике сокола, изображение которого стало символом египетского царства. Прочие царские титулы олицетворяют единство Нижнего Египта, столицей которого был северный Мемфис, с Верхним Египтом, столицей которого были южные Фивы.

Ведущая сила ближнего востока

Падение Древнего царства пришлось на конец Восьмой династии и ознаменовалось повсеместным голодом и мятежами, причиной чему были, вероятно, засухи, повторявшиеся из года в год. Одиннадцатая династия (2081-1938 гг. до н. э.), столицей которой были Фивы, смогла восстановить царскую власть над Египтом и сделать Амона, местного бога Фив, обще египетским божеством. Амона стали отождествлять с богом солнца Ра, а его олицетворением служила баранья голова. Захват в XVII веке до н. э. Нижней Нубии продемонстрировал экспансионистские амбиции Египта, превратившегося в ведущую силу Ближнего Востока. Правление династии (1630-1523 гг. до н. э.), смешанных племен, расселившихся в дельте Нила и продвинувшихся оттуда на юг, вызвало распространение в Египте западно-азиатских изобретений, в частности колесниц, усовершенствованных боевых топоров и новых приемов фортификации.

Период Нового царства начинается с XVIII династии, первым фараоном которой стал Яхмос, положивший конец владычеству гиксосов, заново объединивший страну, отвоевавший территории на юге и вторгшийся в Южную Палестину. Яхмос был, по сути, первым имперским правителем, и в период правления XVIII династии страна уже представляла собой грозную военную силу. Амон-Ра стал общегосударственным богом, освящающим экспансионистские устремления египетских властителей, и во время правления Тутмоса III (1479-1426 гг. до н. э.) Египту платили дань и Вавилон, и Ассирия, и хетты. В сирийских и палестинских городах-государствах, теперь управляемых египетскими вассалами, стояли обеспечивающие порядок гарнизоны. Тутмос также установил колониальное правление в Нубии. Глубокий интерес XVIII династии к восточной религии породил новое, типично имперское смешение культур, и в Египте стал распространяться культ Астарты, ближневосточной богини войны и плотской любви, впоследствии сросшийся с культом местной богини Изиды.

Битва при Кадеше

Религиозный реформатор фараон Эхнатон (1353-1336 гг. до н. э.) попытался ввести в государстве монотеизм, принуждая народ поклоняться одному лишь солнечному богу Атону, и объявил себя сыном божьим и первосвященником. Рамсес посетил фиванский религиозный праздник Опет, посвященный Новому году, во время которого Амона торжественно извлекали из его святилища в Карнаке, водружали на баржу и отправляли в храм в Луксоре. Египет нуждался в укреплении своих позиций в Азии, где имперский контроль вследствие религиозных предубеждений Эхнатона стал ослабевать. Сети I (1290-1279 до н. э.), отец Рамсеса, начал возвращение утраченного, развязав войну с мятежными сирийско-палестинскими царьками и выступив против анатолийских хеттов, которые, тем не менее, к концу его правления установили свою новую южную границу близ Кадеша на реке Оронт в Западной Сирии. Ок. 1275 г. Рамсес повел свою армию на север в глубь Южной Сирии, где он расправился с мятежниками, после чего пошел на хеттов. Четыре отряда по пять тысяч человек в каждом, включавшие пехоту и колесницы, отправились в поход через Палестину и Ливан и достигли лежавшей перед Кадешем равнины. Именно здесь основные силы хеттов, которые, как ошибочно полагал Рамсес, находились у Алеппо, обрушились на египетские войска со всей мощью своих 2500 боевых колесниц. Главные соединения египтян оказались рассеяны, и лишь прибытие свежих египетских сил спасло Рамсеса от сокрушительного поражения. Неудачная попытка захватить Ка-деш стала серьезным ударом по престижу Египта, однако для даровитых придворных льстецов эта битва послужила предлогом для восхваления Рамсеса и изображения его героем, доблестно выстоявшим в битве с превосходящими силами противника. Сцены из битвы при Кадеше и другие изображения его побед украсили стены египетских храмов, также появилась поэма, воспевающая доблесть царя.

 

     Битва при Кадеше

Дипломатический брак

Через четыре года Рамсес, собравшись с силами, вернулся в Южную Сирию и Палестину и в ходе военных действий одержал ряд серьезных побед над городами-государствами этого края, избавившимися от египетского господства после битвы при Кадеше 1269 г. до н. э. он прорвался сквозь главные укрепленные линии хеттов и нанес им поражение в битве при Катне. После многих лет взаимной вражды в 1258 г. до н. э. был заключен мирный договор. Разбросанные пути сообщения не позволяли силам Рамсеса удерживать отдаленные от Египта территории, поскольку хеттское давление не ослабевало. Тем не менее фараон восстановил ведущую роль Египта на Ближнем Востоке, но теперь уже сами хетты испытывали давление ассирийцев. Между этими внушительными военными силами, признавшими мощь друг друга, быстро установились дипломатические отношения, а в 1245 г. до н. э. Рамсес женился на дочери хеттского царя. Обеспечив контроль над азиатскими окраинами своего государства, Рамсес смог теперь бросить все силы на главную военную кампанию против ливийцев на западе, чье вторжение в дельту Нила было серьезной угрозой Египту. Эта угроза будет существовать еще долгое время после того, как правление Рамсеса завершится.

Строительная лихорадка Рамсеса

Дельта Нила всегда имела для Рамсеса особое значение, так как из тех краев происходила его семья. На северо-востоке этих земель Сети I на месте своего семейного дома построил дворец, а Рамсес перенес туда свою столицу, отчасти потому, что оттуда было удобно вести военные действия в Азии. Он превратил Пирамес («Дом Рамсеса») в большой город с доками и складами, храмами и садами. Теперь этот город стал административным центром египетского чиновничества и в то же время важной военной базой. О заинтересованности Рамсеса в синтезе египетских и азиатских верований свидетельствует разделение города на четыре части, каждой из которых покровительствовал собственный бог: Амон и Буто (богиня в облике королевской кобры) были местными египетскими богами, а Астарта и Сет были пришельцами из Сирии.

Девятнадцатая династия вела свое начало не от царей. Бездетный фараон Хоремхеб избрал Рамсеса I (правил в 1292-1290 до н. э.), военачальника и в то же время визиря - главного министра при дворе, - своим наследником. Вероятно, именно незнатным происхождением можно объяснить строительную лихорадку Рамсеса II - фараон желал оставить неизгладимый след в памяти египтян. Он распорядился возобновить строительство большого храма в священном городе Абидосе, начатое его отцом. В длинной центральной галерее этого храма имеется рельеф с изображениями Сети и Рамсеса, совершающих жертвоприношение семидесяти шести своим предшественникам начиная от Менеса, который царствовал в начале III тыс. до н. э. Неподалеку высится собственный храм Рамсеса. Кроме того, Рамсес завершил постройку гробницы своего отца в Луксоре. Он возвел шесть храмов в Нубии, и в двух из них, высеченных в склоне горы в Абу-Симбеле, стоят четыре гигантские статуи Рамсеса. Небольшой храм поблизости посвящен как его первой супруге царице Нефертари, так и богине любви. Это говорит о том, что даже такой государь, как Рамсес, имевший многочисленный гарем, был способен на супружескую привязанность.

В усыпальнице Рамессеум в Луксоре находится девятнадцатиметровая статуя сидящего царя, от которой остались лишь фрагменты. Английский поэт Перси Биши Шелли, пораженный ее величием, погрузился в размышления, навеянные руинами монумента, о том, что упадок и гибель - удел всех тщеславных земных владык; благодаря этим мыслям появилось стихотворение «Озимандия». Однако Рамсес установил определенный стиль монаршего правления, характерные черты которого пережили и его династию, и его цивилизацию.

 

 





лестница существ по аристотелю труды
замки рыцарей
французский штык нож гра
реактивный конвертоплан