Новые Мировые Религии
Ислам
Основателем ислама был пророк Мохаммед. Он родился в 570 г. в бедных условиях в арабском центре торговли - Мекке; после женитьбы на богатой вдове стал торговцем. В возрасте 40 лет Мохаммед начал проповедовать новую религию. Она основывалась на пересмотре учений иудаизма и христианства и была ориентирована главным образом на арабские народы. Мохаммед обличал суеверия и идолопоклонство своего времени и считал, что другие религии ими испорчены. Основу его проповедей составляла священная книга Коран, которая, по слухам, содержала речи самого Всевышнего. Мохаммед призывал своих сторонников вести набожную, благочестивую жизнь, исполненную благоговения к всемогущему, справедливому и милостивому Богу. Слово «ислам» означает «преданный Всевышнему». В этом смысле милость Божью можно было заслужить лишь регулярно вознося молитвы, соблюдая пост и подавая милостыню. В начале проповеди Мохаммеда встречали у торговцев в Мекке отторжение, и они с тревогой наблюдали за ростом популярности ислама, опасаясь за их прежний, привычный уклад жизни. Враждебное отношение вынудило Мохаммеда в 622 г. бежать в Ясриб (в будущем получивший название Медина - «Город Пророка»). Это переселение - «хиджра» - знаменует собой начало исламского летоисчисления. В Медине Мохаммед начал распространять свое влияние и вести против Мекки войну, в итоге закончившуюся его победой. В 630 г. он занял Каабу, впоследствии ставшую центром мусульманской религии, и Мекка была вынуждена прзнать ислам. В 632 г., когда Мохаммед скончался, ислам уже успел распространиться во всей центральной и южной Аравии.
Распространение ислама
В течение последующих 10 лет ислам распространился на востоке до севера Индии и на западе до Испании. Этому распространению способствовало продвижение арабских войск, которые успели захватить земли, прежде находившиеся под властью Византии и Персии. Самым первым в ряду преемников Мохаммеда (халифов) был выбран его зять Абу Бакр. После того как все попытки сопротивления были сломлены, он захватил Персию, Ирак и Переднюю Азию. В 636 г. второй халиф, Омар I. одержал победу над византийцами в Дамаске и вторгся в Месопотамию и Анатолию. Из Персии ислам при халифате Омеядов проник дальше на восток, в 664 г. завоевал Кабул, а в 712 г.- Северную Индию. После взятия Дамаска в 636 г. начался поход на запад; В в 643 г. последовало завоевание Александрии и Египта, а в 697 г. - падение Карфагена. В 711 г. арабские армии из Северной Африки вторглись в Испанию и собирались захватить Францию. Однако политические разногласия и гражданские войны постоянно приводили к ослаблению арабской империи, которая так и не смогла долго удерживать под контролем все завоеванные территории. Религиозное влияние ислама продолжало распространяться, даже несмотря на раскол, возникший в результате спора о преемственности после Мохаммеда и породивший два основных течения - сунну и шиа - (а также менее значительное вчисленном отношении хариджия).
Халифы
Первые халифы исламской империи, правители, пришедшие на смену Мохаммеду после его смерти, назначались путем выборов. Политические разногласия, территориальные претензии и расхождения в толковании Корана разжигали борьбу за власть, в ходе которой в 656 г. мятежниками был убит халиф Отман и преемником стал его соперник Али (двоюродный брат и зять Мохаммеда). Али также был убит, а при его преемнике Муавии I династия Омейядов в 661 г. провозгласила собственный халифат и сделала новой столицей Дамаск - до 750 г., когда к власти в государстве пришли Аббасиды и с тех пор правили из резиденции в Багдаде. Аббасиды вели свое происхождение от внука Мохаммеда и этим обосновывали свои претензии на халифат, невзирая на соперничающие халифаты, основанные Омейядами в Кордове и Каире.
Конфликты вокруг преемственности Мохаммеда имели следствием по сей день действующее разделение ислама на два основных течения. Сунниты признают законность первых четырех халифов и представляют ортодоксальный ислам. Для шиитов до сих пор авторитет имеет прямой родственник Мохаммеда - Али (и его наследники) - как единственный законный преемник пророка. Хотя сунниты во всем мире образуют самое крупное исламское течение, среди населения современного Ирана и Ирака шииты представляют большинство.
Христианство на ранних этапах развития
После жизни и смерти Иисуса - и, по убеждению его учеников, его воскресения - христианская вера распространилась во всей Римской империи. Многие обратились в христианство и крестились, несмотря на опасность преследований и отчасти в знак протеста против римского императора. В 313 г. император Константин I Великий признал, что христианство неумолимо распространяется; в своем Миланском эдикте о терпимости он постановлял терпеть эту религию в своем государстве, а чуть позднее сам принял христианскую веру. Это событие укрепило авторитет христианской церкви, особенно в Риме. Состоявшийся в 325 г. Нисский собор призван был положить конец диспуту между различными сектами - главным образом на соборе обличали христиан, обвиняя их в еретичестве. Ариане видели в Иисусе исключительно человека, а не Бога; собор же постановил, что Иисус был и тем, и другим: и человеком, и Богом. Данная доктрина стала центральным учением в римской, греческой, англиканской и протестантской церквях.
По мере развития религиозного движения формировались различные секты с различными направлениями вероучения и ритуалами. Как следствие церковь была подразделена на епископства и с центрами в Риме, Константинополе, Александрии, Антиохии и Иерусалиме. В результате падения Западной Римской империи и одновременного продвижения ислама христианской церкви пона-И чалу угрожала опасность распада. Александрия, Иерусалим и Антиохия достались мусульманам, Константинополь тоже подвергся нападениям, в то время как Рим притесняли воинственные готы. Центры христианских миссий обеспечивали религии возможность выживания. В Египте христиане копты насаждали свою веру на территориях вдоль берегов Нила до Нубии и Эфиопии. В VI столетии кельтские миссионеры принесли христианство в Северную Европу и окрестили всех, кроме саксов. В Азии, вплоть до территорий западного Китая, миллионы христиан исповедовали несторианство. К несторианцам принадлежали и христиане апостола Фомы в Индии (считалось, что в христианскую веру их обратил апостол Фома). Закат несторианства наметился с началом крестовых походов; ради расплаты христиан преследовали мусульмане; в XV веке христианство в Азии исчезло практически полностью.
Рукопись с изображением папы Льва I, который во время встречи с вождем гуннов Аттилой убедил того пощадить Рим.
Вид с Елеонской горы в восточной части Иерусалима, Израиль, на Купол Скалы и стены Старого города.
Папы
Титул «папа» появился у епископа Рима лишь в IV веке. Первым обладателем Священного престола считался апостол Петр, принявший мученическую смерть в 67 г. в Риме. Воспользовавшись этим, папы впоследствии объявили, что призваны представлять Христа и возглавлять весь христианский мир. В первые пять столетий существования христианства помимо епископов Римских существовали и другие главы церкви в Восточной Римской, или Византийской империи. Однако в связи с распространением ислама раннехристианские общины здесь просто затерялись - так что центром христианской церкви стал Рим. Первый выдающийся папа Лев I (440-461) успешно защитил Рим от вождя гуннов Аттилы и от вандалов. Один из его преемников, Григорий I (590-604), реформировал церковную систему и ритуал - по его имени получило свое название грегорианское пение. Теперь церковь возглавлял папа, и не в последнюю очередь она обрела влияние благодаря тому, что встала под покровительство Рима - в свете растущего могущества французского королевства и продолжающей существовать угрозы мусульманского нашествия. Второй центр христианской религии возник в Константинополе; местные христиане в богослужениях придерживались иного литургического канона, нежели западные общины. В 1054 г. христианство сформировало два основных течения: католицизм в Западной Европе и православие в некоторых регионах Восточной Европы, в России и на Ближнем Востоке.
С 1059 г. папы избирались Коллегией кардиналов и получали папский суверенитет над большими территориями Италии. Это богатство и должность духовных глав христианской Европы давали им значительную политическую власть - позднее эта власть становилась причиной тяжелых конфликтов с другими европейскими правителями.
Диаспора
Слово «диаспора» означает «рассеяние» и изначально употреблялось только в отношении к великому переселению евреев, которые частично покинули Израиль добровольно, чтобы обосноваться в другом месте, или же были изгнаны и мигрировали. Понятие «диаспора» описывает способ существования - как физический, так и духовный - всех живущих за пределами Израиля евреев, а в наше время и других религиозных или национальных меньшинств. Во времена Римской империи большие еврейские общины переселялись из Малой Азии в Грецию и Италию. В христианскую эру расселение продолжалось; многие евреи обосновывались в исламской Испании, известной своей толерантностью. Широкомасштабное в плане географии распространение иудейских общин - которые всюду сохраняли свой язык, традиции богослужения, а также законы торговли, предписанные Талмудом - способствовало тому, что в торговом ремесле они были очень успешны. Сыграли также свою роль действующие для евреев в Европе ограничения в правах землевладения, особенно в феодальных обществах Центральной Европы, так что еврейские мигранты могли селиться главным образом в городах. Хотя, живя в чужих странах, они принимали активное участие в экономической жизни, проявляемая по отношению к иудейским общинам терпимость имела свои пределы,и им приходилось сносить гонения от враждебно настроенных правителей и монархов.
Богослужения
Важнейшим писанием в иудаизме считается Тора, которая согласно источником, была передана Богом Моисею на горе Синай. Книги Торы идут первыми в Ветхом Завете христиан. Тора является олицетворением союза Бога с людьми, поэтому речь в ней идет о человечестве. Иудейская религия является почвой, на которой сформировались христианство и ислам. Христианское вероучение о едином Боге-отце, Боге-сыне и Святом Духе иудеи считают ересью. Так же неприемлема для иудаизма вера мусульман в то, что Мохаммед был последним в ряду пророков (в числе которых и Иисус), поскольку иудеи верят в то, что пришествие Мессии еще впереди. Иудейский - впрочем как христианский и исламский - монотеизм допускает только поклонение Богу, но не представителям на земле.
Индуизм
Среди мировых религий индуизм - самая древняя; эта очень сложная религия начала формироваться в 3000 г. до н.э. и объединила в себе множество направлений веры и ритуалов. У нее нет основоположника, нет пророков или учителей, которые унифицировали бы вероучение; она не монотеистична, а поклоняется целому многонаселенному пантеону богов. Большинство индуистов верит в единую вселенскую душу - Брахмана. Основы индуизма мы находим в арийской вере, которая была в 800 г. до н.э. записана в четырех писаниях - Ведах.
В индуистском пантеоне доминируют Брахма, Вишну и Шива. Брахма является создателем Вселенной и повелителем над всеми живыми существами. Вишну, хранитель, предстает в различных формах: он известен в девяти инкарнациях. Эти воплощения в облике человека или животного описаны в религиозны) легендах. В образе собственно Вишну он изображает-
Вся с четырьмя руками и держит посох, раковину, диск цветок лотоса, сам считается добродушным богом. Шива - разрушитель, его связывают со смертью, но также и с возрождением. В основе индуизма - вера в перерождение: человек вовлечен в круговорот рождения, смерти и перерождения. Судьба человека, ожидающая его в будущей жизни, предопределяется поступками в настоящей жизни. Эта судьба называется кармой. Арии развили общественную систему, из которой сформировалась действующая по сей день кастовая система с ее строгим делением на иерархические социальные слои. Примерно в 600 г. до н. э. в индуизме возникли два других религиозных течения. Джайнизм отвергал кастовую систему и развивал принцип о трех важных принципах - «трех сокровищах», в числе которых - отказ от насилия. Хотя джайнизм не стал значительным религиозным движением, он оказал серьезное влияние на политику. Второй религией, возникшей на основе индуизма, был буддизм.
Боробудур, ступенчатый храмовый комплекс, был духовным центром буддизма на Яве. Был заново обнаружен только в XVIII веке.
Буддизм
«Будда» в переводе с санскрита означает «просветленный»; это имя получил Сидхарта Гаутама, индус из касты воинов, основавший религиозную систему, на основе которой возник буддизм. Гаутама вырос среди роскоши, рано начал замечать масштабы бедности и страдания вокруг и осознал неизбежность смерти. Он покинул дворец своей семьи и отправился на поиски просветления. После шести лет странствий, а также учения, медитаций и аскезы у подножия смоковницы он достиг просветления и пришел к полному спасению. После этого он стал проповедовать и преподавать свое учение о четырех благородных истинах и пути к спасению. В отличие от других религий, буддизм не превозносит одного бога и не поклоняется разным богам; главное для буддизма - избавление отдельного человека от вечных страданий. Влияние буддизма проникло далеко за пределы Индии, и в 150 г.н.э. через торговые пути учение проникло в Китай, оттуда в Корею, а в 550 г. достигло Японии. Религия распространилась также на юго-восток в Бирму и Сиам, дошла до Суматры и Явы, где в 800 г. был построен большой храмовый комплекс Боробудур.
реферат кто изобрел колесо |
яри |
кто изобрел колесо |
кинжал рыцаря |