Кто придумал Ноты - Когда Изобрели?
Музыка одно из древнейших в истории изобретений, вполне вероятно, что она появилась вместе с человеком. Когда люди еще не владели членораздельной речью, они пытались голосом и с помощью подручных средств воспроизводить те звуки и ритмы окружающего мира, которые наиболее полно соответствовали их эмоциональному состоянию. Самыми древними считают ударные музыкальные инструменты предметы, которые однозначно имели эту функцию, обнаруживают при раскопках палеолитических стоянок. Гораздо позднее возникли духовые и струнные инструменты.
Ученые считают, что на заре своего существования музыка и пение носили импровизационный характер. Затем появились мелодические мотивы, которые хоть и имели вариации, но все же большей частью повторялись при каждом исполнении. Обычно это была музыка, входящая в состав религиозных ритуалов. Для каждого текста церемонии существовала определенная мелодия, и весь этот репертуар музыкантам и певцам приходилось заучивать наизусть, поскольку особой «письменности» для музыки, как для устной речи, еще не существовало.
Со временем объем мелодий, которые должны были запомнить музыканты, стал таким огромным, что назрела необходимость в системе знаков, которые хотя бы приблизительно обозначали взаимоотношения звуков и могли бы напомнить исполнителям особенности мелодии, ранее выученной на слух. Фактически это были первые нотные системы, если учесть, что само слово «нота» (nota) на латыни означает «знак», «замечание».
Пятилинейный нотный стан.
Подобные системы в разное время существовали в древних культурах Египта, Индии, Персии, Китая. В Китае и Египте в качестве нотных знаков использовались иероглифы, в Вавилоне предположительно применялась идеографическая (слоговая) запись музыкальных звуков с помощью клинописи. В Древней Греции высота звуков обозначалась буквами алфавита.
В христианской Церкви буквенная система нотации не прижилась. Церковные гимны первых веков христианства вообще не записывали, а заучивали на слух, поскольку их исполняла во время богослужения вся община. Руководитель хора жестами показывал поющим движение и оттенки мелодии. Так продолжалось, пока Византийская церковь не приняла систему называемую невменной нотацией. Она была менее точной с точки зрения звуковысотной позиции, однако более наглядной и имеющей потенциал развития. Название neuma произошло, по одной версии, от греческого neuma «знак», «кивок головой или глазами», по другой от pneuma «дыхание», «дуновение».
Знаки невменной системы обозначали не высоту и длительность звуков, а направление движения голоса. Некоторые значки соответствовали одному звуку или музыкальному ходу, другие показывали наличие целой попевки, свойственной тому или иному ладу. Предполагается, что графически они произошли из александрийской системы эллинской акцентуации, в которой использовались различные знаки, указывающие на типы ударений в греческом языке: острое, тупое и облегченное. В богослужебных книгах невмы надписывались над текстом.
Я. Вермеер. Дама, сидящая за вирджиналом. Около 1671 г.
Нотная система, подобная древнегреческой, только с использованием латинских букв, частично сохранялась в Европе примерно до X столетия, ее употребляли теоретики и музыканты-инструменталисты. В настоящее время латинскими буквами обозначаются отдельные звуки и тональности.
На востоке невменная нотация использовалась вплоть до падения Византийской империи в XV в. Русь, принявшая христианство от Византии, заодно позаимствовала и нотную систему, на основе которой к XI в. сложилась собственная нотация. Ее знаки назывались знаменами или крюками. Графическая фиксация мелодий при помощи крюков делилась на три типа: собственно крюковой (знаки, обозначающие один-три тона), попевочный (краткие мелодические формулы) и фитный (пространные мелодические построения).
В Западной Европе невменная нотация начала активно развиваться с IX в., хотя появилась она на Западе уже при папе Григории Великом. В его честь назван григорианский хорал, который примерно с начала VII в. и до конца романской эпохи в основном составлял богослужебный музыкальный репертуар Римской церкви. В годы понтификата Григория Великого (590-604 гг.) состав этих песнопений был тщательно обработан и приведен в систему. Свод григорианского хорала был настолько велик, что новички вряд ли смогли заучить все его песнопения наизусть и за десяток лет. При этом буквенные обозначения не давали возможности точно зафиксировать мелодии, поскольку не показывали ни темп, ни ритм, ни динамику звучания. Кроме того, буквы могли обозначать только целые тона, при том, что хорал, в отличие от современной музыки, нередко использовал интервалы в треть и даже четверть тона.
Ф. де Сурбаран. Папа Григорий I. 1627 г.
Концерт на ступенях храма. Книжная миниатюра. Нидерланды. Конец XV в.
К XI в. мелодии хорала настолько усложнились, что невменная нотация в существующем виде практически перестала справляться со своей задачей мнемонических знаков. К тому же в Европе появилось большое количество певческих школ, каждая из них пыталась внести в нотную запись что-то свое согласно практическим потребностям. Начало унификации было положено введением линейной системы прообраза современной нотации.
Изобретателем новой системы стал знаменитый теоретик музыки и педагог бенедиктинский монах Гвидо д'Ареццо (Аретинский). Часто бывает, что изобретение делается не на пустом месте, а качественно и количественно развивает придуманное раньше. Так и Гвидо использовал практические приемы безвестных руководителей церковных хоров.
Суть линейной системы заключалась в следующем. Любая мелодия имеет тональность, т. е. строится на одном основном звуке, вокруг которого группируются все остальные. Задолго до Гвидо вошло в обычай проводить черту как высотный ориентир для ряда невм. Она соединяла невмы, обозначающие ключевые звуки, остальные располагались выше и ниже, показывая движение мелодии. В начале линии ставилась латинская буква, обозначающая ключевой звук Чаще всего это был звук, по высоте соответствующий современной ноте фа малой октавы. Иногда сверху проводили и вторую линию вспомогательную (до первой октавы). Первая линия обычно была красного цвета, вторая желтая. Запись по-прежнему была не слишком точной, но у певцов появились высотные ориентиры.
Гвидо пошел дальше: он провел не две, а четыре линии, расположив невмы на них и между ними, придав каждой точное высотное значение. В отличие от современной нотации, линии эти не служили абсолютными показателями высоты. В зависимости от тесситуры (высотных границ) мелодии значение линий, по-прежнему обозначаемое буквами, менялось. В дальнейшем от этих букв произошли ключевые знаки, обозначающие регистр: скрипичный (видоизмененное G соль), басовый (F фа) и альтовый (С до). Звуки, которые по высоте не укладывались в систему линий, сначала просто подписывались выше и ниже, затем получили маленькие добавочные линейки. Современный нотный стан пятилинейный, а вот григорианский хорал по-прежнему записывается на четырех линейках.
Кроме того, Гвидо д'Ареццо придумал, как использовать шестиступенный звукоряд (гексахорд) в качестве мнемонического приема для запоминания мелодий это было еще одно очень важное изобретение. Святому Иоанну Богослову молились о помощи в пении, а заодно и об избавлении от проблем с голосом, поэтому все церковные певчие отлично знали гимн, посвященный ему Павлом Диаконом. Гвидо взял первые шесть строф гимна и наложил их на мелодию светской песни «Ода к Филлис», каждая новая строфа которой начиналась со звука, стоящего на ступень выше.
Первые буквы строф и дали названия начальным звукам. Выглядело это так: «Ut queant laxis (Ut ут, впоследствии для благозвучия замененное на до, от Dominus «Господь») Resonare fibris (Re ре) Mira gestorum (Mi ми), Famuli tuorum (Fa фа) Solve polluti (Sol соль) Labii reatum (La ля)».
Раннее нотное письмо. Франция. Конец XII в.
В переводе: «Разреши осуждение скверных уст, чтобы рабы твои могли свободно возглашать дивные дела твои». Еще одна нота си была добавлена только в XVI в. и названа по первым буквам обращения к святому Sancte Ioannes.
На основе этого удачного мнемонического приема была создана система обучения музыке под названием «сольмизация» настолько сложная и запутанная, что через некоторое время потребовались новые реформы. В результате с относительностью было покончено, каждый звук определенной высоты получил постоянное название и «прописку» на нотных линейках, а упрощенная и усовершенствованная сольмизация превратилась в сольфеджио, без которого не обходится ни один начинающий музыкант.
Однако до той нотации, которой пользуются современные музыканты, было еще очень далеко. В XII-XIII вв. в разных музыкальных нотациях похожие на точки и черточки невмы превратились в квадратную либо ромбическую ноту. В следующем столетии линейная нотация была дополнена мензуральной, которая с помощью видоизменения основного нотного знака точно фиксировала музыкальный ритм. В XV в. появились знаки альтерации: диез и бемоль, повышающие или понижающие высоту звука на полтона, дубль-диез и дубль-бемоль (повышение или понижение на целый тон), а также бекар знак отмены подобных изменений.
На Руси крюками продолжали пользоваться до XVII в., когда их сменила пятилинейная квадратная нотация так называемые топорки. В западных областях этот переход начался раньше, видимо, поэтому такая нотация получила название киевской. А современная круглая нота, как и все прочие нотные усовершенствования, пришли к нам из Италии ближе к концу XVII в. С тех пор музыке может научиться практически любой человек, если у него есть элементарный слух и, конечно, усидчивость.
Афиша музыкального фестиваля с изображением ноты.
Ноты и компьютер
В конце XX в. в нотографическую практику и издательское дело стали активно внедрять компьютерные нотные редакторы. Первые партитуры были набраны в программе-нотаторе Score в конце 1970-х годов. Так как программа создавалась на принципах нотопечатания, применявшихся в эру, она до сих пор используется некоторыми издательствами. Современные программы для набора нот позволяют вводить различными способами (с помощью мыши, компьютерной клавиатуры, с подключенной к компьютеру MIDI-клавиатуры или из MIDI-файла) нотный текст, редактировать его, создавать страницы партитур и распечатывать их. Во время набора в большинстве редакторов можно прослушать уже набранное с помощью программного синтезатора.
кто изобрел стиральную машину автомат |
боги древнего рима презентация |
размещение экипажа в башне |
штик нож монлихера 1887 г |