Кто придумал Вилка - Когда Изобрели?
Вряд ли можно отыскать такую кухню, где не нашлось бы ни единой вилки одного из самых популярных и часто используемых предметов кухонной утвари. Даже малышей учат пользоваться специальными безопасными вилками. Трудно себе представить, что этот прибор широко распространился только в XVII в., причем Католическая церковь всячески этому сопротивлялась.
Первые вилки появились на Среднем Востоке в IX в. В Европу, которая всегда гордилась своей цивилизованностью и изяществом, вилка проникла через Венецию лишь два века спустя. Прибыв туда с визитом, византийская принцесса Мария Агрира увидела на столе дожа Доменико Сильвио предмет, который поразил ее до глубины души. Ведь застольный этикет Европы был на тот момент довольно незатейлив. Твердую пищу в благородных домах подавали к столу уже нарезанной, чтобы ее можно было брать с блюда руками. Простолюдины привыкли откусывать мясо от большого куска или отправлять ломти в рот прямо с ножа. Диковинка, которую принцесса привезла домой, вряд ли могла прижиться с ходу.
Впрочем, есть и другая версия, утверждающая, что вилка пришла не из Италии в Византию, а наоборот. Некоторые историки полагают, что первая в Европе вилка, золотая с инкрустацией из перламутра и слоновой кости, была изготовлена для другой византийской принцессы Марии Иверской, которая сама сделала эскиз этого прибора, считая для себя унизительным есть руками. Но в любом случае, кто бы в Европе ни начал пользоваться ею первым, широкое распространение вилка получила еще очень нескоро. Потребовалось семь веков, чтобы она прочно заняла свое место слева от тарелки.
«Прародители» вилки были в ходу еще в древнейшие времена. Так, при раскопках неолитической стоянки на Кавказе археологи нашли инструмент с парой острых зубцов. Подобные приспособления существовали и в Древнем Риме ими особенно удобно было извлекать из горшка или жаровни горячие куски мяса. Однако в Средние века вилка, как и многие другие изобретения древности и античности, была изгнана из обихода и прочно забыта. Когда же ее «открыли» заново, общественное мнение, и в первую очередь Церковь, подвергло вилку нещадной критике. Рукоятка с зубцами представлялась не чем иным, как символом дьявола и его нечистых искушений.
Сложно сказать, что было тому причиной. Только ли ассоциации с символикой Сатаны, которого в разное время изображали то с рогами, то в диадемах с зубцами, сыграли свою роль, или церковный запрет был вызван какими-то другими, рациональными соображениями сейчас понять уже невозможно. Но факт остается фактом: вплоть до XVIII в. вилка была строго запрещена в монастырях и не приживалась даже при светских королевских дворах. Использование вилки за столом считалось прихотью богатеев и извращенных людей. А вот на кухнях этот прибор все-таки завоевывал позиции: очень уж удобно было с его помощью доставать куски мяса из котла.
Вилка долгое время считалась также предметом для людей изнеженных, а значит, недостойным могучих храбрецов, которым пристало есть мясо с ножа. Король Генрих III Валуа, использовавший вилку на своем столе, таким образом дал лишний повод обществу обвинить его в распущенности. Хотя, разумеется, истинные причины ненависти к королю, в 1589 г. приведшие к его убийству находились совсем в иных сферах.
Э. Дюмонтье. Портрет Генриха III, короля Франции. 1578 г.
Нехорошая вилка
В национальном музее на острове Фиджи демонстрируется четырехзубая вилка из местного черного дерева один из самых зловещих экспонатов музея. Дело в том, что использовалась она для поедания... человечины, поскольку местные верования запрещали прикасаться руками к мясу врагов.
Правила хорошего тона XVI-XVII вв. предписывают множество различных приемов, позволяющих выглядеть за обедом изысканно и аккуратно, но среди них нет и упоминания о вилке. Этикет того времени настоятельно рекомендовал не хватать куски с общего блюда всей пятерней и подносить их ко рту обеими руками, а аккуратно брать мясо, салаты и другую еду тремя пальцами одной руки. Как это нужно было делать, можно увидеть в телефильме «Д'Артаньян и три мушкетера» Г. Юнгвальд-Хилькевича в эпизоде, где Людовик XIII обедает на природе. После гибели любителя вилок Генриха III прошло уже почти полвека, но пройдет еще почти 70 лет, прежде чем уже Людовик XIV к концу своего правления милостиво признает, что вилка может быть полезной.
Руки, хватающие то жирное мясо, то сочные овощи и фрукты, конечно, постоянно пачкались, кроме того, горячее мясо обжигало пальцы. Чтобы избежать неприятных ощущений, рекомендовалось надевать к обеду перчатки. Один мемуарист тех времен настоятельно советовал современникам эту уловку, ссылаясь на своего знакомого франта, который лишь однажды за 12 лет ел салат без перчаток. Неудивительно, что с таким отношением к гигиене то и дело вспыхивали эпидемии серьезных заболеваний. Просвещенная Европа, гордившаяся своей цивилизованностью перед «отсталым» восточным миром, за столом могла похвастаться жирными пальцами да грязными перчатками.
Впрочем, с ножами за столом дело тоже обстояло не лучшим образом. Мыть или хотя бы вытирать нож после еды вовсе не считалось необходимым, а носили их, просто заткнув за пояс. Мало того, имеющие острые концы ножи служили не только режущими приборами, но и в качестве зубочисток. Считается, что бороться с малоприятным ковырянием в зубах начал в XVII в. кардинал Ришелье, который распорядился пользоваться за столом только ножами с закругленными концами. Однако окончательно прекратить это безобразие удалось лишь Наполеону полтора столетия спустя.
Вилка пробивала себе дорогу очень медленно, но верно. Есть мнение, что ее признанию очень способствовали воротники-жернова, вошедшие в моду в конце XVI в. Эта массивная деталь одежды, изготовленная из тонкой ткани и кружев ручной работы, требовала к себе особого внимания.
Г. Риго. Портрет Людовика XIV. 1701 г.
Изысканное кружево не терпело частой стирки, а терять дорогое украшение никому не хотелось. Пользуясь вилкой, было проще уберечь воротник от грязи и жира, и постепенно высмеиваемый предмет превратился в удобное и полезное приспособление, а затем и в необходимый на каждом столе прибор.
На Руси появление вилки относят к Смутному времени. Ее привезла с собой из Польши Марина Мнишек, жена обоих Лжедмитриев. Русские бояре и представители духовенства, узрев на свадебном пиру в руках у новоиспеченной царицы невиданный прибор, были глубоко шокированы. Непонятная рогатина вызвала еще большее недовольство Лжедмитрием. В ход пошли все те же церковные аргументы: если царь с царицей едят каким-то дьявольским орудием, значит, они не русские, не монархи и вообще отродье нечистого. И все же вилка на Руси прижилась сравнительно быстро, поскольку в Европе на тот момент она была уже широко распространена. В середине XVII в. при дворе царя Алексея Михайловича вилки подавали только почетным гостям, и даже речи не было о том, чтобы считать этот прибор адским порождением.
И тем не менее, хоть и признанная полноправным столовым прибором, вилка не получила массового распространения до тех пор, пока изготавливалась ковкой. Выковать клинок ножа или ложку много проще, чем изготовить таким же образом предмет с несколькими зубцами. Лишь в XVIII в. вилки начали отливать, а спустя еще сто лет Крупп первым организовал промышленное производство этих приборов.
Наконец утвердившись возле тарелки, вилка быстро начала диктовать правила столового этикета. Вместо неудобной прямой палочки с двумя зубцами появились изогнутые изящные приборы самых разнообразных видов, и у каждого было свое назначение. Самыми большими (не считая вилок, используемых при приготовлении пищи) столовыми вилками с четырьмя зубцами едят горячие блюда с гарниром и несладкую выпечку. Для холодных и горячих закусок предназначены вилки также с четырьмя зубцами, но меньшего размера. К фруктам, сладкой выпечке, дыне, арбузу полагаются небольшие десертные вилки, имеющие обычно два-три зубца.
Блюда из рыбы требуют к себе особого внимания и особых приборов (потому так испугалась героиня знаменитого фильма «Москва слезам не верит» Катерина Тихомирова).
Ш. Богушович. Марина Мнишек. Около 1606 г.
Иллюстрация из немецкой книги о застольном этикете. 1657 г.
Рыбные вилки имеют зубцы разной длины для удобства отделения филе от косточек. Причем некоторые рыбные блюда едят, используя только вилки, другие с помощью ножа. Но сложнее всего разобраться в многообразии специальных вилок, предназначенных для какого-то одного конкретного блюда. Например, к шпротам подают вилку с широким основанием в виде лопатки и пятью зубцами, соединенными на концах перемычкой, к крабам, ракам и креветкам длинную вилку с двумя зубцами, а омаров едят и вовсе так называемой иглой прибором, похожим на шило с раздвоенным кончиком.
Тонкости использования столовых приборов долгое время были знакомы лишь аристократам. Следовало усвоить не только предназначение каждого, но и манеру обращения с вилками и ножами разных видов, а также тайный смысл того или иного расположения приборов на тарелке.
Столовый прибор на шесть персон. Серебро, мейсенский фарфор.
Например, чтобы дать понять официанту, что трапеза продолжается и тарелку с оставшимся на ней блюдом уносить не следует, необходимо положить нож и вилку крест-накрест, причем место скрещивания должно приходиться на зубцы вилки и треть ножа. Если положить приборы параллельно друг другу, официант немедленно унесет тарелку, а приборы, лежащие прямо на скатерти, выдадут человека, совершенно незнакомого со столовым этикетом.
Однако рано или поздно демократичность и либерализм современного мира не могли не затронуть и столовые приборы. Изысканные блюда, сопровождаемые сложнейшей сервировкой, которые еще полтора века назад подавались только в богатых домах и роскошных ресторанах, теперь доступны если не всем, то очень многим. Конечно, на официальных приемах по-прежнему сохраняются строгие правила этикета, но большинство ресторанов перешли на простейший вариант сервировки с унифицированными ножом и вилкой. При этом даже незыблемое в течение долгого времени правило нож в правой руке, вилка в левой сейчас соблюдается не так строго, и, например, не считается ужасным держать вилку в правой руке, помогая себе кусочком хлеба. В конце концов, вилка это всего лишь удобный инструмент для еды, а не предмет культа.
Ф. де Труа. Завтрак аристократов. 1734 г.
эратосфен вклад в науку |
воин тяжелой кавалерии сканворд |
криптография в тихоокеанской войне |
штурмовые орудия средних веков |