Материалы


Навуходоносор И, Царь Вавилонии Правил В 605-561 Гг. До Н. Э.

Библейские авторы из числа евреев-изгнанников оставили такое описание Вавилона, благодаря которому он стал синонимом греха и погрязшей в роскоши и разврате столицы мира. В 597 г. до н. э. в Южную Иудею, где расположен Иерусалим, вторглись вавилоняне под предводительством Навуходоносора II. Восемнадцатилетний царь Иудеи Иоаким, царица-мать, придворные и другие знатные иудеи были схвачены и уведены в печально известный «вавилонский плен». В 587-586 гг. до н. э. вавилоняне осадили и взяли штурмом Иерусалим, что привело ко второму изгнанию евреев, а в 582 г. до н. э. это повторилось вновь.

Так называемые Висячие сады Семирамиды наглядно демонстрируют уровень технического развития этой цивилизации. По преданию, эти сады были возведены по приказу Навуходоносора, чтобы утешить его супругу Амитис, родившуюся среди зеленых холмов Мидии на северо-западе Ирана и тосковавшую в пыльном и лишенном зелени Вавилоне. Сады были устроены на многочисленных террасах, куда насосами подавали воду из реки Евфрат. Террасы были выстланы тростником, политым смолой и свинцом, чтобы не просачивалась вода. Однако воображение евреев больше поразил зиккурат, известный как Вавилонская башня, который стал для них символом вавилонской гордыни.

Вавилонская башня

Эта башня была древним храмом уже во времена Навуходоносора, который завершил ее реконструкцию, начатую при его отце Набопаласаре. Вавилоняне называли башню Бабилу, а на древнееврейском ее название звучало как «Бабэл». Фонетическое сходство слова «бабэл» с древнееврейским глаголом («создавать путаницу, приводить в замешательство») показалось евреям столь примечательным, что они сочинили замечательный миф (1 Быт. 11, 1-9) о том, как Бог расстроил планы вавилонян возвести башню, вершина которой достигала бы небес. Бог привел в смятение строителей, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга и вынуждены были бросить инструменты, оставив постройку незавершенной. Этот миф мог служить утешением пленным евреям, и он, несомненно, отражает многоязычие Древнего Вавилона, но при археологических раскопках действительно было обнаружено огромное сооружение, постройка которого длилась не менее 43 лет и потребовала около 17 млн кирпичей, сформованных и обожженных вавилонскими рабочими.

Возведенный на огороженном и разбитом на террасы участке в центре города, этот был вавилонским «Домом, где небеса сходятся с землей». Частью его являются остатки более древнего сооружения из кирпича-сырца, построенного тысячелетием ранее, в XVIII в. до н. э., во времена царствования Хаммурапи. Новая облицовка из обожженных кирпичей, скрепленных смолой, покрывала внизу старое строение, высота которого достигала первых двух этажей нового зиккурата. Выше размещались четыре ступенчатые террасы, на верхней из которых стоял храм; его помещения выходили в центральный закрытый дворик. Они служили капищами вавилонских богов, главным из которых был Мардук; его символом являлось существо с телом льва и головой и хвостом змеи. Восседая на троне в том месте, «где небеса сходятся с землей», это высшее божество древневавилонского пантеона благословляло владык Вавилонского царства, прочно укоренившегося в почве древней Месопотамии.

 

     Вавилонская башня

Ранние культуры и технический прогресс

Земли между Тигром и Евфратом, от Багдада до Персидского залива, породили великую цивилизацию задолго до возвышения Вавилона. В III тыс. до н. э. на юго-востоке этих земель процветал Шумер, состоявший из ряда городов-государств. Именно шумеры изобрели клинопись, наиболее раннюю форму письменности, а также создали первый в истории цивилизации свод законов. Технический гений позволил шумерам изобрести парусное судно, гончарный круг и плуг. Однако распри между шумерскими городами-государствами сделали их уязвимыми: Аккад, сильное семитское государство, представлявшее более консолидированную силу с северо-востока, вторглось на шумерские земли. Шумеро-аккадская культура была поглощена амореями, многочисленным племенным союзом семитских кочевников, которые переселились к востоку от Аравии в начале II тыс. до н. э. и впоследствии заняли как Месопотамию, так и Сирию с Палестиной.

Амореи стали основателями множества царств в Месопотамии, в том числе и Вавилона, достигшего расцвета во времена правления Хаммурапи. Завоевания Хаммурапи и заключенные им выгодные союзы расширили территорию Вавилонии на всю южную Месопотамию и частично на расположенную к северу Ассирию. К культурным достижениям первого периода вавилонского могущества относится знаменитый Кодекс законов Хаммурапи, а также достижения в области астрономии, прославившие Вавилон.

История завоеваний Вавилона

Вторжение хеттов из Анатолии в 1595 г. до н. э. положило конец аморейскому правлению в Вавилоне. Вместо амореев правителями стали касситы, воины-аристократы, войска которых пришли с Кавказа в середине II тыс. до н. э., и эта вторая вавилонская династия правила около четырехсот лет. Теперь в Вавилонии появились лошади, священные для касситов животные. Боевые колесницы, запряженные лошадьми, обеспечивали быстрое продвижение в глубь вражеской территории, а система коммуникаций стала быстрее

и надежнее. Тем не менее Ассирия на севере уже была готова стать независимой от касситской династии, и к XIII в. до н. э. Вавилонии стало угрожать государство Элам, располагавшееся на юго-западе нынешнего Ирана. Царская власть в Эламе наследовалась по женской линии, и мать каждого эламского царя должна была принадлежать к семье предыдущего правителя. К середине XII в. до н. э. эламиты захватили Вавилон и низвергли касситов.

Теперь власть над Вавилонией оспаривали Элам и Ассирия. Навуходоносору I, наиболее успешному представителю новой династии местных вавилонских правителей, удалось одержать победу над Эламом и остановить наступление Ассирии. Однако с IX в. до н. э. до падения Ассирийской империи в конце VII в. до н. э. Вавилония большей частью находилась под контролем Ассирии, назначавшей наместников, фактически правивших страной. Тем временем появление здесь западных семитских племен, особенно арамеев в Северной, а халдеев в Южной Вавилонии, внесло свой вклад в смешение культур в вавилонском обществе, теперь очень космополитическом. В течение VII-VI вв. до н. э. арамейский язык, отчасти распространяемый вавилонскими купцами, вытеснил аккадский и стал на Ближнем Востоке языком международного общения, последний ассирийский царь, повздорил со своим братом, наместником Вавилона, и развязал гражданскую войну, опустошившую значительную часть Месопотамии. Из воцарившегося хаоса возникла фигура, который заключил союз с Мидией. Поддержка индийцев помогла ему одержать победу над Ассирией и основать последнюю династию, которая правила независимой Вавилонией.

Правление Навуходоносора

Не претендовал на царское происхождение, однако его сын решил подчеркнуть свою легитимность, объявив, что его предком был аккадский царь Нарам-Суэн, живший в III тыс. до н. э. В 607-606 гг. до н. э., еще наследником престола, Навуходоносор руководил военными походами против извечных ассирийских противников и полностью разгромил египетскую армию в битве при Каркемише в 605 г. до н. э. Военные действия в Сирии и Палестине в 604-601 гг. до н. э. распространили вавилонскую власть на эти края и обеспечили контроль над Иудеей. Египетское контрнаступление привело, однако, к тому, что к 600 г. до н. э. Иудея и другие вассальные государства вышли из-под контроля Вавилонии. Навуходоносор терпеливо ждал своего часа, ремонтируя колесницы, игравшие важную роль в его стратегии, после чего возобновил наступление и атаковал арабские племена в Северо-Западной Аравии, что стало подготовительным этапом к его нападению на Иерусалим в 597 г. до н. э. После долгой осады портовые города Тир и Сидон были вынуждены признать власть Вавилонии, а вторжение в Египет в 568- 567 гг. до н. э., хотя и не преследовало захватнических целей, тем не менее положило конец всякому вмешательству Египта в интересы Вавилонии. Утверждение Навуходоносора о том, что сам Мардук возвел его на царство, оказалось справедливым.

Реформы Навуходоносора

Проводимые Навуходоносором военные кампании позволили ему взять под контроль главные торговые пути к Средиземноморью, получить огромную дань и захватить несметную добычу, а его вторжение в южные анатолийские провинции Киликию и Лидию открыло доступ к запасам железа и других металлов, которыми славился этот регион. Настал час для реализации программы реконструкции, которая прославила бы не только его самого, но и город, который должен был затмить славу ассирийской столицы Ниневии. Тысячи кирпичей были отмечены личным клеймом Навуходоносора, а в стены возводимых в этот период зданий были вмонтированы сотни памятных табличек. Пышные публичные церемонии и религиозные обряды подчеркивали величие царя, искавшего всенародного одобрения. По Дороге процессий, центральной улице города, вымощенной известняковыми плитами, уходили и возвращались войска, торжественно ступали шествия со статуями великих богов. Дорога процессий начиналась от храмового комплекса, который находился в центре города и включал в себя не только легендарный зиккурат, но и большой отдельно стоящий храм, посвященный Мардуку. Затем дорога шла к воротам в городской стене, носившим имя богини Иштар и облицованным плитами с изображениями священных животных на синем фоне.

Царский дворец, построенный Набопаласаром и расширенный его сыном, располагался вблизи ворот Иштар, - Навуходоносор возвел рядом второй дворец. Стены и потолки внутри обоих дворцов были богато украшены деревянными панелями, инкрустированными слоновой костью, ляпис-лазурью, серебром и золотом, а стены тронного зала облицованы синими изразцами. Перемычки дверей и пороги были отлиты из бронзы, а дверные проемы устроены в стенах толщиной несколько метров - с таким размахом в истории архитектуры строили впервые. Был изобретен специальный особо прочный известково-асфальтовый раствор для скрепления каменной кладки с обожженными кирпичами. Чтобы защитить храмы и дворцы от эрозии и затопления, Навуходоносор отвел течение реки Евфрат к западу от города, приказав соорудить огромный вал со стенами толщиной до 25 метров. Глубокий ров с водой, вырытый также по приказу Навуходоносора, защищал границы города.

Все должно измениться, чтобы все осталось по-старому...

То, что евреи сочли гордыней, на самом деле вполне могло быть таящейся за внешним благополучием тревогой вавилонян. За величественной архитектурой скрывался страх, что империя, восстановленная совсем недавно, может снова рухнуть. Так оно и случилось. В 539 г. до н. э. Вавилония пала под натиском персов, и страна потеряла свою независимость. Тем не менее она оставила след в искусстве, неизменно притягательном для жестоких владык. Знаменательно, что Александр Македонский умер во дворце Навуходоносора, а во время его реконструкции в начале XXI в. в стены были вложены особые кирпичи с надписями «Восстановлено в эпоху вождя Саддама Хусейна».

 

Все должно измениться, чтобы все осталось по-старому...

 

 

24.09.2017




кто придумал компьютер
эпоха рыцарей в литературе
почему карл 5 отрекся от трона
отто лилиенталь википедия