Поединок В Средние Века

Способов попрактиковаться во владении оружием имелось немало, но самым известным из них являлся поединок. Поскольку избежать травм даже в тренировочном бою с затупленным оружием можно было только надев доспех, поединок можно считать культурным феноменом, характерным только для рыцарских обществ.

Поединок был способом тренировки, максимально приближенным к реальности, а потому и небезопасным: рыцари практиковали конные копейные столкновения (правда, с тупыми пиками). Удар пикой и особенно падение с седла были чреваты риском серьезных травм. Учитывая это, особые правила регламентировали количество поединков, в которых рыцарь мог принять участие.

Близость поединка к реалиям настоящего боя позволяла проверить боевые качества воина. Поединки устраивали на открытой площадке - ею могла служить любая площадь или поляна, границы которой просто обозначали натянутыми канатами. Многие сеньоры устраивали постоянные площадки для поединков, носившие название тилгьярдов.

Помимо тренировочных схваток друг с другом, воины отрабатывали технику владения пикой (и другими видами оружия) ударами по укрепленным на столбах манекенах или какой-нибудь репе, установленной на верхушке шеста в рост человека. Навыки верховой езды и владения пикой совершенствовали, собирая ею вбитые в разных частях тилтьярда колышки или развешанные на канатах веревочные петли. Если воин был достаточно искусен, чтобы на галопе собрать несколько колышков или петель, можно было быть уверенным, что в бою он сможет направить острие оружия точно в цель.

ПОЕДИНОК В СРЕДНИЕ ВЕКА

 

Ричард пронзает копьем Саладина (рисунок 1339-1340 гг.). Хотя Ричард и вправду раз бил войско Саладина при Арсуфе в 1191 г. сами великие рыцари в схватке не выжили.

Снарядием для обучения действий пикой был кинтан. Он представлял собой вращающуюся конструкцию с перекрестьем «руками». На одной из «рук» крепили мишень в виде щита, на другой - противовес из мешка с землей или песком. При выполнении этого упражнения требовалось развернуть кинтан вокруг оси, чтобы открыть себе путь вперед. При ударе по щиту мешок обеспечивал внушительное сопротивление: так новичок привыкал ощущению того, что удар пикой - это не просто направление оружия в нужную точку, а действие, требующее значительного напряжения мышц.

Сильный удар заставлял кинтан повернуться один, а то и несколько раз. Это заставляло воина следить за изменением обстановки и постоянно ожидать возможного удара в спину после того, как он разминется с противником. Если кинтан быстро проворачивался вокруг своей оси, противовес мог нанести сильный удар в спину миновавшего его всадника и даже свалить его наземь, к бурному восторгу зевак. Слабый или скользящий удар не приводил к заметному вращению кинтана; основываясь на его поведении, рыцарь учился соразмерять силу удара и выбирать точку его нанесения.

Во время упражнений с кинтаном воины могли оценить умелость действий своих товарищей, их способность управлять конем и владеть пикой. Чтобы стать настоящим воином, способным действовать и в одиночку, и в группе, конник должен был овладеть всеми этими навыками в одинаковой степени. Одинокий всадник представлял угрозу для труппы противников, но не такую уж большую. Но атака плотного строя конных воинов, держащихся стремя к стремени и ощетинившихся остриями пик, была страшным испытанием.

Часто пехотинцы просто разбегались, видя, что отряд рыцарей начинает подобную атаку; Если это случалось, конники могли начать преследование противника, ради развлечения поднимая его на копья. Пехота, удержавшая строй, сохраняла некоторый шанс на спасение; одиночный воин-беглец такого шанса лишался. Однако массированная конная атака была возможна лишь в том случае, если всадники способны были сохранять контроль над своими конями и держать строй. Всего несколько неумелых воинов, оказавшихся в шеренге и сломавших строй, могли свести на нет всю силу отряда.






кто изобретил порах
труды аристотеля
история о математике для детей
штыки первой мировой войны фото