Ситуации Перехода
«В ЦСКА привела Володю мама... Маркелов долгое время абсолютно ничем не выделялся, ничем себя не проявлял. Был он застенчив, держался в тени. На тренировки ходил больше по привычке, чем по страстной тяге... Да, координация была, способности были. Но как раскрыть их?» Тренер этого не знал. Но помог случай. Для мальчишки впервые получить новую, красивую спортивную форму - это не пустяк, а настоящее событие. Можно представить огорчение парнишки, когда накануне соревнования, еще «не показанная публике», одежда пропала. На смену слезам пришло ожесточение. «Маркелов очень старался. Ну прямо из кожи лез. Срывался, конечно, но не сдавался. И в общем турнир прошел неплохо. Вот после того случая в нем что-то проснулось. Появилась твердость, жажда соперничества». И начнется после пробуждения цепная реакция. От безразличия (или боязливости) - к спортивной злости. От спортивной злости - к первой победе. От победы - к уверенности в себе. От уверенности - к истовой работе, самосовершенствованию ради открывшихся перспектив.
Обобщим все рассмотренные примеры, выделив ситуацию, формы, режим перехода.
Прежде всего это объективные требования того или иного этапа деятельности, диктующего смену задач и методов их решения. Это могут быть этапы становления квалификации спортсмена и периоды подготовки в олимпийском цикле, в годичном и т. д. вплоть до смены характера и степени активности в каком-либо тренировочном дне или отдельном поединке. Каждый из периодов требует своего способа деятельности, использования разных модельных свойств.
Ситуация перехода может быть затяжной, а форма перехода эволюционной. Так, например, происходит переход на рациональный способ организации деятельности в процессе взросления, приобретения жизненного и спортивного опыта.
средневековый копейщик |
обзор штыков второй мировой войны |
каким богам поклонялись люди |
замки выступающий над морем |