Кто придумал Фотография - Когда Изобрели?
Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» восклицал Фауст, герой знаменитой трагедии Гёте. Сохранить для потомков прекрасные мгновения быстротекущей жизни люди пытались с глубокой древности. Но любое произведение искусства было лишь преломлением действительности сквозь личность творца, а сходство рисунка с изображаемыми предметами слишком сильно зависело от способностей художника и его рабочего метода. К тому же труд художника вовсе не был простым и быстрым. А людям хотелось получать изображения моментально и чтобы они ничем не отличались от действительности. Однако, чтобы добиться этого, потребовалось не одно тысячелетие.
Прародительницей современного фотоаппарата была камера-обскура (лат. camera obscura «темная комната») достаточно примитивное устройство, позволяющее тем не менее получить оптическое изображение предмета. Она появилась, когда было замечено, что проникающий в темное помещение через крошечное отверстие луч света рисует на противоположной стене изображение внешних предметов абсолютно в точных пропорциях и свете, но только уменьшенное и перевернутое. Такое приспособление в виде светонепроницаемого ящика или небольшого помещения с отверстием в одной стене и светлым экраном на противоположной описано в китайских трактатах IV в. до н. э. Примерно в то же время о подобном устройстве упоминал и греческий ученый Аристотель.
В X в. принцип действия камеры-обскуры объяснил арабский физик и математик Абу Али аль-Хасан. Первым для зарисовок с натуры камеру-обскуру использовал Леонардо да Винчи, подробно описавший ее в своем «Трактате о живописи». В 1686 г. Иоганн Цан спроектировал портативную камеру-обскуру, оснащенную зеркалом, расположенным под углом 45° и проецировавшим изображение на матовую горизонтальную пластину, что позволило художникам переносить пейзажи на бумагу.
Позднее обычно использовалась камера-обскура с объективом (обычно это была одиночная линза) вместо простого отверстия, что значительно увеличивало резкость и яркость получаемого изображения. С помощью такой камеры, изготовленной в виде походной палатки, в XVIII в. в России были документально запечатлены виды Петербурга и других городов. Называлась она «махина для снимания перспектив». И все же камера-обскура лишь облегчала труд художника, а вовсе не делала изображения самостоятельно.
О том, что солнечные лучи обладают химической активностью, люди знали еще в глубокой древности. Трудно было не заметить, что человеческая кожа темнеет на солнце, а цвет многих плодов, созревших в тени и на солнце, заметно отличается. Если бы экран камеры-обскуры был покрыт веществом, реагирующим на свет, изображение вполне могло бы на нем сохраниться. В 1725 г. русский химик-любитель, впоследствии известный государственный деятель Алексей Петрович Бестужев-Рюмин обнаружил, что под воздействием солнечного света растворы солей железа изменяют цвет. Спустя два года профессор Галльского университета в Германии Иоганн Шульце опубликовал результаты экспериментов, в ходе которых он обнаружил чувствительность к свету у нитрата серебра.
За столетие, которое предшествовало началу эры фотографии, было проведено множество научных исследований и сделано немало открытий, подготовивших это событие. В 1770 г. шведский химик Карл Шееле открыл светочувствительность хлорида серебра. В самом конце XVIII столетия английский студент-химик Томас Веджвуд и французские изобретатели братья Клод и Жозеф Нисефор Ньепс провели многочисленные эксперименты, пытаясь с помощью химических веществ зафиксировать изображения, полученные при помощи камеры-обскуры. А в 1814 г. английский химик Хэмфри Дэви открыл йодид серебра еще одно светочувствительное вещество на основе солей серебра.
Камера для фотопластинок формата 13 х 18 см. Конец XIX в.
В 1816 г. Жозеф Ньепс при помощи камеры собственной конструкции получил на пластине, покрытой солью серебра, достаточно четкое изображение, которое, однако, почернело после того, как пластина была извлечена из камеры. Спустя два года английский астроном Джон Гершель обнаружил свойство тиосульфата натрия (гипосульфита) прекращать потемнение на свету йодистого серебра, т. е. закреплять изображение. К сожалению, Ньепс не знал об этом открытии, иначе фотография пришла бы к людям несколькими годами раньше.
В течение следующих шести лет Ньепс провел множество экспериментов как с солями серебра, так и с асфальтовым лаком, который имеет свойство терять растворимость под действием света. Изобретатель накладывал промасленный лист с гравюрой на покрытую слоем асфальта стеклянную или металлическую пластину и оставлял на несколько часов на солнце, после чего помещал пластину в смесь керосина и лавандового масла. В результате асфальт в тех местах, на которые не попал свет, растворялся, а на пластине после промывки водой оставалось рельефное изображение, с которого можно было делать отпечатки. После опытов с гравюрами Ньепс продолжил эксперименты с камерой-обскурой.
В 1822 г. Ньепсу наконец удалось получить более или менее стойкое изображение, но, поскольку оно не сохранилось, первым в истории фотографическим снимком считается «Вид из окна», сделанный Ньепсом четырьмя годами позднее с помощью покрытой слоем асфальта цинковой пластины, которая экспонировалась в камере-обскуре в течение восьми часов. Свой метод Ньепс назвал гелиографией. Нуждаясь в средствах, он заключил договор с владельцем Парижской диорамы Луи Дагером, согласно которому стороны продолжали работу над изобретением Ньепса самостоятельно.
Ньепс больше ничего эпохального не придумал, а Дагер достиг результата лишь через 11 лет. Полированную металлическую или стеклянную пластину покрытую йодидом серебра, он помещал в камеру-обскуру а после экспонирования проявлял изображение парами ртути. Еще два года ушло на поиск фиксатора. В 1839 г. Дагер заменил раствор поваренной соли гипосульфитом и в том же году получил патент на свое изобретение, названное им дагеротипией. Оборудование, да и сами снимки, были громоздкими, дагеротипы существовали в единственном экземпляре, но это были именно фотоснимки, а не фотогравюры, как у Ньепса.
«Вид из окна» старейшая из сохранившихся фотографий Ж. Ньепса. Около 1826 г.
Параллельно исследованию Дагера англичанин Уильям Фокс Тальбот разработал другой метод получения фотографического изображения, названный им калотипией. Для фиксации изображения он использовал пропитанную хлористым серебром бумагу. После экспозиции на ней проявлялось негативное изображение. Если к негативу прикладывали такой же лист бумаги и засвечивали их, получался позитивный отпечаток. Позднее Тальбот усовершенствовал этот способ, используя нитрат серебра для проявки негатива и гипосульфит для фиксации, затем снимок натирали воском для прозрачности. И хотя качество изображения у таких снимков было ниже, чем у дагеротипов, невысокая себестоимость и возможность изготовления копий делали этот метод более перспективным.
Луи Дагер. Дагеротипный снимок. 1844 г.
Самая старая в мире фотокамера была продана на аукционе в Вене в 2007 г. Она стала и самой дорогой фотокамерой, когда-либо проданной на аукционе. Раритет под названием «Дагеротип братьев Сюсс» был продан почти за 800 тыс. долларов. Стартовая цена составляла 100 тыс. евро.
Фотография (этот термин был предложен Джоном Гершелем в 1839 г.) из диковинки постепенно превращалась в обиходное явление. В 1841 г. в Лондоне было открыто портретное ателье. Спустя год Герман Боив и Фердинанд Штельцнер сделали первые фоторепортажи. В 1844 г. Тальбот выпустил книгу с фотоиллюстрациями. В методы фотопечати и в устройство фотокамер постоянно вносились усовершенствования. В начале 1950-х годов дагеротипия и калотипия полностью были вытеснены более совершенным коллодионным процессом, изобретенным англичанином Фредериком Скоттом Арчером. Этот способ подразумевал использование для получения негативов стеклянных пластинок, покрытых коллодионной эмульсией йодистого серебра. Еще через 20 лет Ричард Мэддокс предложил способ съемки на сухих броможелатиновых пластинках.
В 1882 г. фотограф из Витебска Сигизмунд Юрковский изобрел «моментальный» шторно-щелевой затвор фотокамеры. Спустя несколько лет появилась фотопленка на целлулоидной основе, а в массовую продажу поступила первая простая в использовании фотокамера американской компании Eastman Kodak.
В то время как черно-белая фотография уже уверенно стояла на ногах, цветная только делала первые шаги. Английский физик Джеймс Максвелл смог получить цветные фотоснимки еще в 1861 г. Для этого он использовал одновременно три фотокамеры с цветными светофильтрами красным, зеленым и синим. Получившиеся снимки при проекции (а позднее и при печати) позволяли воссоздать цветное изображение. Позднее химики Герман Вильгельм Фогель, Адольф Мите и Сергей Михайлович Прокудин-Горский разработали менее громоздкий способ получения цветных снимков с использованием открытых ими сенсибилизаторов, которые повышают чувствительность соединений серебра к лучам света с различной длиной волны.
Довольно долгое время развитие фотографии шло без особых потрясений, пока в начале 1980-х годов не произошел по-настоящему революционный прорыв: появилось цифровое фото. Компания Sony выпустила на рынок камеру Sony Mavica, записывающую снимки на диск. Строго говоря, этот аппарат еще не был цифровым, поскольку записывал аналоговый сигнал, но уже позволил отказаться от фотопленки. Первая настоящая цифровая камера DCS 100 была выпущена на рынок компанией Kodak в 1990 г. В процессе работы цифровой фотоаппарат фиксирует световой поток при помощи матрицы (аналоговой или цифро-аналоговой интегральной микросхемы, состоящей из светочувствительных фотодиодов) и преобразует эту информацию в цифровую форму.
П. Даньян-Буве. Свадебная фотография. 1878-1879 гг.
В последние десятилетия цифровая фотография штурмует все новые и новые высоты: трехмерные изображения и квантовая фиксация невидимых объектов, недосягаемое прежде качество снимков и «улучшение» действительности другими словами, ей доступно гораздо больше того, о чем мечтали наши предки.
Россия в цвете
Благодаря таланту и усилиям изобретателя и фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского до нас дошли удивительно четкие и ясные изображения давно не существующей России городов, людей, их быта... Используя уникальную авторскую технологию цветной съемки (с применением цветных светофильтров) Прокудин-Горский в 1909-1912 гг. сделал множество снимков, большая часть которых вошла в так называемую «Коллекцию достопримечательностей Российской империи». Для создания «Коллекции» фотограф предпринял ряд длительных путешествий: на Урал и Кавказ, на волжские просторы и в степи Туркестана... Помимо пейзажей, промышленных объектов, бытовых зарисовок, Прокудин-Горский снимал портреты как обычных людей, так и знаменитостей: Льва Толстого, Федора Шаляпина. Всего для «Коллекции» было сделано около 3 тыс. снимков. Поскольку вскоре после революции фотограф эмигрировал, практически весь его архив был вывезен из России и теперь хранится в библиотеке Конгресса США.
щит крестоносца |
женское имя артиллерия |
доспехи рыцаря |
ремесла древнего рима |