Материалы


Шербур, Нормандия, Франция

Шербур - военно-морская база, город-крепость и морской порт, расположенный в устье реки Див. Он находится на крайнем западе Нормандии между Кап-де-ла-Гаагой и Пуэнт-де-Барфлёр на северном берегу полуострова Котантен. Главный недостаток Шербура как порта заключался в отсутствии каких-либо естественных укреплений на севере, а значит, он подвергался воздействию суровой природы и, поскольку он был открыт с морской стороны, - возможным морским нападениям. Чтобы защитить город, Людовик XIV первым задумал строительство укрепленного мола, хотя технические проблемы так и остались нерешенными. В 1783 году инженер Александр де Сессар загорелся идеей построить мол из 90 усеченных конусообразных деревянных конструкций (кессонов), но работа оказалась неудачной. Строительство было приостановлено во время Французской революции и не возобновлялось до 1802 года, когда проект был изменен, и решено было использовать каменные парапеты, построенные на бермах из камня. Конструкция была закончена в 1850 году, но завершение проекта было отложено до 1858 года, когда император Наполеон III посетил крепость.

 

Шербур, 1863

Эта карта Шербура показывает полностью построенный; отдельно стоящий мол. Три форта были объединены в мол, и вдоль его гребня шла дорога. Французский флот мог теперь базироваться в Шербуре, потому что любая атака с моря могла быть встречена грозной обороной. Действительно, завершение строительства мола в 1846 году заставило лорда Дундональдского, знаменитого британского адмирала, предложить чрезвычайно нетрадиционный метод атаки с использованием «тайного военного плана» - одной из самых ранних, хотя и вполне работоспособных версий химического оружия.

Шербур, Нормандия, Франция

 

 

План Шербура 1787-1788

Нарисованный от руки план, сопровождающий «Описания порта Шербур с новыми работами, ведущимися в настоящее время для покрытия и защиты дороги, а в особенности усеченных конусов и конических кессонов, изобретенных М. де Сессаром, генеральным инспектором мостов и дорог». Каждый конус имел примерно 19,5 м в высоту и 45,5 м в диаметре у основания. Он заполнялся камнем, а затем покрывался 2-метровым слоем бетона. К 1789 около 4 км мола были завершены, но только с 18 конусами, которые располагались на расстоянии от 59 до 390 м друг от друга.

Шербур, Нормандия, Франция

 

 

Буксировка кессона на позицию, около 1785

Эта картина показывает кессон (конус) до и после установки на позицию. Во время прилива только верхушки конусов виднелись над морем, что помешало бы работе в плохую погоду любой оружейной платформы, расположенной там. В любом случае, эти большие и очень дорогие структуры не были в состоянии выдержать воздействие моря и погоды и начали распадаться почти сразу же после их установки на место. Попытки восполнить пробелы между конусами камнем тоже не увенчались успехом, несмотря на то, что уже к 1790 году было использовано более 2,7 миллионов кубометров камня.

Шербур, Нормандия, Франция

МНОГОУГОЛЬНЫЕ ФОРТЫ

 

Появление эффективного нарезного оружия и боеприпасов примерно в середине XIX века придало фугасным снарядам большую дальность полета и большую проникающую способность. Для борьбы с этим увеличением наступательной мощи строители фортификаций начали увеличивать защиту погружая свои постройки глубже в землю. По крайней мере, частично эта мощь была компенсирована многоугольными системами, разработанными военным инженером Монталамбером.

Значительно расширенный диапазон нарезной артиллерии по сравнению с ее гладкоствольными предшественниками вынудил принять разделенную систему фортификаций, которая состояла из внешнего ряда отдельных, взаимозависимых укреплений. Эти укрепления размещались вокруг форта с целью удержания вражеской артиллерии вне досягаемости от защищаемого места, что является обоснованием концепции фортификаций Большого Разлома - территории гавани острова Мальты. Эти отдельные структуры были, по существу, защитными батареями с оружием, установленным в специально оборудованных огневых точках, как, например, в форте Моста. Узкие канавы по периметру форта были устроены так, чтобы уменьшить шансы уничтожить угловым огнем скарп, защищавший форты-полигоны. Каменные, с вертикальными скарпами и контрэскарпами, защитные устройства рва состояли либо из капониров, либо из галерей, встроенных в контрэскарп, либо и из того, и из другого. С 1880-х годов камень начал уступать бетону. Развитие железобетона, принятие на вооружение эффективных пулеметов (около 1895-1900), применение колючей проволоки, которая была изобретена в 1874 году, но впервые использована в военных действиях в 1900-м, - все это преобразовало науку построения укреплений. Все эти материалы и устройства были использованы в ходе осады Порт-Артура в 1904-1905 годах. Кольцо отдельных фортов, построенных русскими вокруг Порт-Артура (1898-1904), включало галереи и капониры из толстого железобетона и было окружено траншеями. Эти позиции спереди были укреплены поясами из колючей проволоки, а стены были уставлены множеством пулеметов.

 

 

Капонир и вал, форт Джордж, Бримстон Хилл, Сент-Киттс

Шербур, Нормандия, Франция

Форт Джордж представляет собой цитадель крепостного колишкса в Бримстон Хилл, расположенного на вершине одноименного холма на острове Сент-Киттс. Строительство этих укреплении началось в 1690 году и продолжалось в течение двух веков, а холм стал называться «Гибралтар» Вест-Индии. Сент-Киттс был взят во время французской осады в 1782 году и возвращен под британское правление в 1783-м, после чего был построен форт Джордж. Форт расположен на 228-метровой высоте над уровнем моря и является одним из самых ранних образцов полигональных фортов. Всем укреплениям, построенным силами африканских чернокожих рабов, был присвоен статус всемирного наследия ЮНЕСКО в 1999 году.

Структура полигональной крепости

 

24.09.2017




про архимеда для детей
великие правители
кто изобрел атомная бомба
часовня в замке своя