ВРЕМЯ «ДЗЕТИ»

 

Доблестный Перикл - выдающийся политик, стратег и руководитель афинского государства во второй половине 5 в. до н. э., утверждал, что афинский народ радостно встретит любого гостя и не будет скрывать ничего из своей жизни. Главным достижением эпохи Перикла было то, что Афины сохранили демократию и окончательно стали.

центром всего греческого мира.

Афинские улицы того времени напоминали длинные и тесные коридоры, образованные глухими стенами.

И неудивительно - все дома афинян смотрели фасадами во внутренний двор. Окон в домах, как правило, и вовсе не было - лишь под самой крышей имелись небольшие отверстия для вентиляции. Такая архитектура характерна для многих народов, живущих в жарком климате. Дома возводились из неосвобожженного кирпича - стены были  у непрочными, их легко было сломать или даже прокопать. Этим пользовались    воры-домушники,    которых в Афинах называли «стенокопы». В каждом доме было две половины - небольшая женская и более просторная - мужская. На женской

половине усердно трудились - там стояли прялки и ткацкие станки. Женщина вообще считалась хозяйкой дома. Именно она вела записи расходов, у нее имелись ключи от всех кладовых, ей подчинялись рабы. Мужчины-афиняне никогда не произносили при женщинах бранных слов, считая, что их тонкий слух оскорбляют грубые  речи. На мужской половине располагался главный очаг, здесь устраивали пиры и вели долгие беседы.

После шести часов обязательного ежедневного труда наступало время «дзети» , что в переводе означает «живи». В часы «дзети» полагалось наслаждаться   созерцанием   прекрасных вещей, совершенствовать свой ум и тело. Взрослые мужчины проводили это время не в кругу семьи, а в обществе друзей. Такие «кружки» собеседников собирались в цирюльнях (парикмахерских), небольших лавочках или в гимнасиях. Гимнасий представлял собой нечто вроде современных оздоровительных комплексов с баней, стадионом, залами для упражнений с оружием, и все это - в окружении пышных садов.

И только с наступлением темноты афиняне сходились за трапезным столом. По обычаю греки ели дважды в день - утром и вечером. Мясо подавалось на стол только по большим праздникам, когда приносились жертвы богам, но зато рыбы было вдоволь. Маслины, фиги и хлеб были неизменными спутниками каждой трапезы. Сливочного масла греки не знали, только растительное. Сыр - козий или овечий - напоминал брынзу. Вместо сахара использовался мед, а вино непременно разбавляли водой, иногда даже морской.

И на пиру, и во время обычной трапезы за столом не сидели, а «возлежали» на ложе, как правило на левом боку. Ни вилок, ни ножей, ни ложек у греков не было. Ели руками, предварительно ополоснув пальцы в чаше с водой, в которой плавали розовые лепестки. Но наибольшее удовольствие люди античности получали даже не от еды, а от застольной беседы. Темы бесед могли быть самыми разнообразными - от философских до политических, от обычных сплетен до отношений богов и вопросов мироустройства. Ненасытное любопытство греков требовало обсудить все на свете, и в таких беседах порой рождались великие мысли.

Одевались греки легко - климат этому благоприятствовал. Основной мужской одеждой был хитон - нечто вроде рубашки из льна или шерсти. По бокам хитон иногда сшивался, на плечах скреплялся застежкой или завязками, в талии перетягивался поясом. Длинный хитон был одеждой старцев, знатных мужчин и жрецов, молодые люди, ремесленники и воины носили короткий хитон до колен. Женские хитоны - их называли «пеплос», или «гиматий», также были длинными, со множеством сборок и красивой отделкой. Отправляясь в далекий путь греки надевали широкополую шляпу, а на ноги - сандалии.





в каком году изобрели мыло
еда в древней греции
кто придумал газ для машин
меч с тяжелым клинком