Древний Египет
В Древнем Египте сформировалась одна из самых великих цивилизаций в мире. Она отличалась сложной структурой и дифференцированной организацией и просуществовала несколько тысяч лет.
Страна на берегах Нила
Древний Египет был первым в мире государством с централизованным правлением. Нил благоприятствовал высокой продуктивности сельского хозяйства и позволял прокормить многочисленное население. Чтобы пользоваться плодородными ресурсами земли во время ежегодных наводнений, было необходимо тесное сотрудничество между отдельными поселениями. Реку было нетрудно преодолевать в обоих направлениях на парусных судах, что позволяло легко поддерживать контакты, коммуникацию и торговлю. Нил с самого начала стал решающей предпосылкой для развития египетской культуры.
Цивилизация на берегах Нила просуществовала несколько тысяч лет; для лучшего ее понимания была разработана хронология, основанная на сведениях египетского жреца и историографа Манефона. Он составил хронику египетских фараонов и 30 династий правителей. Разделение на большие исторические отрезки последовало позже. Самая ранняя зафиксированная в истории эпоха датируется временем около 3000 г. до н.э., когда царь Менее, или Нармер, объединил местности в дельте Нила (Нижний Египет) с местностями, расположенными в долине Нила (Верхний Египет), устроил в Мемфисе столицу и основал 1-ю династию.
Ранние династии и Древнее царство
Время правления 1-й и 2-й династий составляет период ранних династий, который продолжался до 2640 г. до н.э. Царь властвовал как неограниченный правитель и имел связь с богом Гором и богом солнца Ра. Царские захоронения этого периода окружены могилами принесенных в жертву подданных, которые должны были служить царю в загробном мире. К концу правления 2-й династии египтяне ограничивались тем, что клали в могилу фараона только статуэтки символических слуг.
В период с 2640 по 2160 гг. до н.э. было присоединено Древнее царство. Египет переживал свой первый расцвет, характеризовавшийся стабильностью в политической и общественной жизни, когда династии сменяли друг друга без конфликтов. В это время появились известные и по сей день монументы, в частности Великая пирамида в Гизе. Божественный авторитет фараона рос, а юридические и политические дела брали на себя высокопоставленные чиновники, как правило, из числа его родственников. Главный министр, так называемый визирь, управлял налогами и вел финансовый учет. Для строительства пирамид были необходимы многочисленные рабочие силы и огромное количество материала. Помимо простых рабочих призывались профессиональные специалисты и художники, которые занимались сооружением гробниц и оформлением внутреннего убранства. По современным подсчетам, тогдашнее население на 80% состояло из мелких крестьян, которые обрабатывали землю и посредством системы сбора дани обеспечивали высшие классы продуктами питания. Когда жрецы начали наделять бесчисленное количество богов рациональными взаимосвязями, религия приобрела структурированный характер: города превратились в религиозные центры, посвященные определенным богам. Существование Древнего царства прекратилось со смертью царя Пиопи II, который, если верить источникам, взойдя на трон в шестилетнем возрасте, правил 94 года. После его кончины, на закате 6-й династии, царство распалось, и централизованные политические и экономические структуры были упразднены. В Первое междуцарствие (2270-2070 гг. до н.э.) с 2160 по 2040 гг. до н.э. власть в Мемфисе была свергнута, последовал период беспорядков и распрей.
Среднее царство
Из военных конфликтов между династиями на севере и юге окончательным победителем вышел Ментухотеп II. С этого момента начинается история Среднего царства, просуществовавшего с 2040 по 1785 гг. до н.э. и вернувшего стабильность. Резиденция правителей теперь находилась в Фивах, в Нижнем Египте, которые стали одним из великолепнейших египетских городов. Преемником Ментухотепа стал Аменемхет I. Дабы укрепить свои позиции, он учредил систему соправления. Он поделил власть со своим сыном и наследником Сенусертом I, тем самым демонстрируя, что после смерти фараона трон перейдет к нему.
Пирамиды в Гизе служили гробницами фараонов Древнего царства. Призваны были поражать своим величием и оставлять долгую память.
Деревенским верхам фараон предоставил больше власти, чтобы таким образом заручиться их поддержкой. Впоследствии Сенусерт III основал новый, средний класс, представленный крестьянами, ремесленниками и торговцами, и организовал управление таким образом, что чиновники были в подчинении у визиря и царя. Череда длительных периодов правления способствовала расцвету наук и искусств в ту эпоху. Политический центр переместился в Иттауи (Лишт), религиозным центром остался Мемфис. В это время возникло классическое египетское иероглифическое письмо.
В конце этого периода, с 1785 по 1550 г. до н.э., последовало Второе междуцарствие с внутриполитическими беспорядками, которые привели к децентрализации политической власти. Это сыграло на руку гиксосам, которые, воспользовавшись ситуацией, вторглись в Египет и некоторое время правили страной. Они перенесли столицу в дельту Нила. Последовал прогресс в области технологий: были разработаны новые строительные техники и процедуры изготовления оружия, стали применяться запряженные лошадьми боевые колесницы. Однако отношения между египтянами и гиксосами становились все более напряжененными, пока Яхмос I не положил конец господству гиксосов. В этот период была создана наемная армия и расширена торговля с другими странами.
Новое царство
Яхмос I основал Новое царство, которое просуществовало с 1550 по 1069 гг. до н.э. Новой столицей были Фивы, а главным богом считался Амон Ра. Египет развился и стал ведущей державой, фараон устраивал успешные походы против могущественных стран
Азии, таким образом увеличивал территории своего царства и приводил в Египет военнопленных, которые привлекались к строительству храмов. Так были заложены основы египетского государства. Фараоны Нового царства задокументированы относительно тщательно. В их числе была и царица Хатшепсут, правление которой протекало очень мирно. Основную часть государственных дел она препоручила своему верховному министру Сененмуту. При ее сыне Тутмосе III, унаследовавшем трон после матери, государство расширило свои территории до максимальных размеров. В войне против сирийско-палестинской коалиции он захватил и разграбил сотни городов. Привезенные в Египет богатства обеспечили стране на берегах Нила мир и процветание на сто лет. Несколько позже, при Аменофисе IV, произошли большие перемены. Он взял себе имя Эхнатон и далеко от Фив, в Амарне на берегу Нила основал новую столицу Ахетатон. Была введена новая, обязательная для всех подданных религия, признававшая в боге солнца Атоне единственного бога. Столь могущественный до сих пор бог Амон, как и весь многоликий пантеон, был упразднен. Конкурирующие культы были запрещены, храмы Амона закрыты, а храмовые сокровища конфискованы. В историю Эхнатон вошел как первый правитель-монотеист. Свою веру он насаждал с фанатичной одержимостью. После его кончины страна незамедлительно вернулась в старым традициям и формам поклонения богам, столица Эхнатона была заброшена. Вскоре его трон занял самый, пожалуй, известный в наши дни фараон, Тутанхамон, правление которого в историческом плане не было богатым на события. Славе этого фараона способствовало обнаружение его нетронутой гробницы в 1922 г. С приходом к власти Рамсеса I в 1295 г. до н. э. на трон водворился первый из Рамессидов, один из самых могущественных и авторитарных фараонов. Однако под конец существования Нового царства страна была ослаблена и опять распалась на две части.
Третье междуцарствие продолжалось 1069 по 747 гг. до н. э., безраздельную власть не удавалось получить ни одному фараону. В разных частях царства правили враждующие между собой династии. Однако в 747 г. до н. э. нубийскому царю Пианхи удалось вновь объединить север и юг Египта.
Поздний и греко-римский периоды
Начавшийся в это время поздний этап египетской истории охватывает период с 747 по 332 гг. до н. э. Нубийские фараоны вновь установили действующие во всей стране порядки и, изменив традиции культа, позволили дочери царя занимать место супруги Амона. Стабильности страны угрожали постоянные набеги ассирийцев, и в 664 г. до н. э. им удалось завовевать Фивы. До 653 г. до н.э. страна находилась под властью ассирийцев, пока на трон не взошел Псамметих I, который освободил и вновь объединил ее. Он укрепил свое войско, пополнив его греческими солдатами; это способствовало укоренению греческого населения, как, впрочем, и других иноземцев, и давало новые импульсы развитию экономики и ремесел.
Посмертная маска Тутанхамона из золота, ляпис-лазури и драгоценных камней: ее вес составляет около 11 кг.
Ставший в 610 г. до н.э. фараоном Нехон II основал египетский флот и начал строительство канала, соединяющего Нил с Красным морем, которое, впрочем, так и не было доведено до конца. В 525 г. до н.э. вторглись персы и свергли Псамметиха III. После многочисленных восстаний и внутренних распрей между династиями к концу V века до н.э. Египет снова обрел независимость. В 343 г. до н. э. персы снова входят в Египет и прогоняют последнего египетского царя Нектанебона II в Нубию.
Господство персов длится больше десятилетия, и в 332 г. до н.э. им на смену приходят греки. В336 г. до н. э., после убийства Филиппа II Македонского на его трон заступил сын Александр. В период с 334 по 332 гг. до н.э. Александр прогнал персов из Малой Азии и захватил восточное Средиземноморье. В 332 г. до н.э. он со своей армией вошел в Египет, где население приветствовало его как освободителя, а наместник Персидского царства быстро капитулировал. Чтобы узаконить свою власть в Египте, Александр отправился к оракулу Амона в Ливийскую пустыню. Здесь было подтверждено, что он является сыном Амона, а следовательно, полноправным царем. Заступив на трон, Александр приказал отстроить разрушенный персами храм и заложил первый камень в фундамент Александрии - новой столицы Египта, в которой предполагались две гавани. Шесть месяцев спустя он покинул Египет и в 323 г. до н. э. скончался в Вавилоне.
После его смерти царство было поделено между его генералами. В Египте власть перешла к Птолемею, который благоприятствовал переселению в страну греков, составивших новый высший слой общества. Таким образом, Египет оказался приобщен к доминирующей на востоке Средиземноморья и на Ближнем Востоке греческой культуре. В процветающей Александрии был построен Фаросский маяк, который позднее был причислен к семи чудесам света. Во всем Египте появлялись новые города эллинистической культуры. Одновременно царствующие Птолемеи перенимали египетские культурные традиции: они правили как фараоны и для правящих пар ввели браки между братьями и сестрами. Старым богам поклонялись по-прежнему и возводили в их честь новые храмы.
С появлением римлян на востоке Средиземноморья египетская культура утратила свое значение. С 51 по 30 гг. до н.э. правила Клеопатра и с 36 г. до н. э. жила с Марком Антонием - верховным военачальником на востоке римского государства. Октавиан, племянник Юлия Цезаря, управлял западной его частью и в 31 г. до н. э. выступил в сражение против Антония и Клеопатры, которое выиграл. В следующем году Октавиан захватил Александрию, а Антоний и Клеопатра совершили самоубийство. В 27 г. до н.э., когда Октавиан принял титул «Август» и стал первым римским императором, Египет не был включен в империю как обычная римская провинция, а получил особый статус и перешел в личное владение Августа, а позднее был передан его преемнику. Экономика страны процветала и в римский период, однако культура сохраняла ярко выраженный греческий характер.
Пирамиды и гробницы
Египтяне верили в загробную жизнь и в то, что тело после смерти продолжает существовать на земле. В 2650 г. до н.э. Джосер повелел через своего советника Имхотепа построить в Саккаре первую ступенчатую пирамиду, которая служила бы ему величественным надгробным памятником. Состоящее из шести ступеней сооружение было возведено за 18 лет. Имея высоту 60 м, оно стало первой крупной каменной постройкой в истории. Внутри, в конце шахты глубиной 28 м размещалась погребальная камера, выложенная красным и черным гранитом. 100 лет спустя, при фараоне Снофру, в Медуме появились первые «настоящие» пирамиды, которые имели гладкие поверхности благодаря наружной отделке - гигантским каменным плитам.
Три самых значительных сооружения приказал построить в Гизе его сын Хеопс. Великая пирамида, его собственная усыпальница, достигала 146 м в высоту и была покрыта белым известняком, сияющим в лучах солнца. Она состояла из более чем двух миллионов каменных блоков весом по 2,5 тонны каждый. Вход снаружи был не виден, а внутри ветвился лабиринт из многочисленных ходов и шахт. Так называемая Большая галерея пирамиды в итоге приводила в погребальную камеру царя, где стоял его каменный саркофаг. Две другие, чуть меньшие по размеру пирамиды предназначались для сына Хеопса Хефре-на и его внука Микерина. Вокруг каждой пирамиды группировались другие гробницы и храмы. В специальных храмах усопшему фараону ежедневно приносили жертвы. Могилу Хефрена охраняет высеченный из известняка большой Сфинкс.
Тело фараона мумифицировалось, чтобы в загробном мире его могли узнать духи. Через нос извлекался мозг, также удалялись важнейшие внутренние органы, которые помещались на хранение в специальные сосуды. Затем сердце снова помещалось в тело, которое обрабатывали содой и обматывали льняными холстинами. В заключительном ритуале, открытии рта мумии, к мертвому фараону прикасались переодетые богами жрецы, чтобы передать ему с собой в загробный мир способность говорить и принимать пищу.
Большой Сфинкс на фоне пирамид.
После положения в саркофаг над покойным совершался суд по 42 обвинительным пунктам, и если он оказывался невиновным, то в будущем мог жить с богом Осирисом в подземном царстве. Души тех, кто был признан виновным, заглатывали чудовища, и души погибали.
Фараоны Нового царства проявляли больше сдержанности в оформлении своих погребальных камер. Они приказывали высекать гробницы в отвесных скалах в так называемой Долине царей. Здесь появилось 62 гробницы для правителей 18-20 династий. Окружающие Долину холмы скрывают в себе сотни других могил ремесленников и знати с многочисленными надписями, содержащими важную информацию о погребенных там людях.
Одним из самых знаменитых захоронений считается гробница молодого фараона Тутанхамона. Притом что все другие могилы были разграблены, эта гробница оставалась совершенно нетронутой, поскольку ее вход засыпало щебнем, до 1922 г., когда ее обнаружил Говард Картер. В гробнице было найдено порядка 3500 предметов, часть из которых была изготовлена из драгоценных материалов; они позволяют сделать захватывающий экскурс в ту эпоху, когда жил Тутанхамон.
Боги и богини
Чтобы воздавать почести богам надлежащим образом, а также обеспечивать мир и согласие, возводились храмы. Храмы были окружены обширными территориями, на которых размещались жилища жрецов, чиновников и ремесленников. Храмы служили не центрами общего поклонения, а считались местами обитания богов. Здесь богам приносили жертвы и одаривали приношениями, чтобы снискать их расположение.
Египтяне поклонялись большому количеству богов и богинь, которые представлялись им в самых различных обличьях и обладали человеческими чертами. Изначально с ними были связаны определенные качества, однако по мере изменения религиозных представлений модифицировались и эти ассоциации. В эпоху Среднего и Нового царства постепенно приобрел значение бог Амон. Боги образовывали семьи: Шу и Тефнут произвели на свет богиню неба Нут и бога земли Геба. Те, в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтис. Божеством, занимавшим на протяжении всей египетской истории главенствующую роль, был бог солнца. Под именем Ра Солнце уже во время 2-й династии считалось центральным божеством, а во время 5-й династии его возвысили до верховного государственного бога, фараона стали почитать как «сына Солнца». В Новом царстве объединили с фиванским богом Амоном в лице бога Амона Ра.
Некоторым богам были отведены конкретные роли: Осирис, как правило изображаемый в виде мумифицировнного человека в египетской короне, был владыкой подземного царства и вершил суд над душами умерших. Ему поклонялись в Абидосе и верили, что после смерти фараон занимал место Осириса. Преемника владыки олицетворял Гор, которого представляли в облике человека с головой сокола и почитали в Эдфу.
Согласно представлениям египтян, Сет убил своего брата Осириса, после чего боролся с Гором за египетский трон. В сражении Гор потерял один глаз, который потом был снова вставлен на место. Поэтому глаз был столь широко распространенным символом.
Кроме вышеназванных египтяне знали еще множество других богов, которым поклонялись у себя дома. Изображениям богов приписывались сверхъестественные свойства, многие люди носили их с собой в качестве амулетов.
Повседневная жизнь в Египте
Большинство сведений о повседневной жизни египтян были почерпнуты из найденных в погребальных камерах изображений и надписей. Знаменитые раскопки, такие как резиденция Эхнатона в Амарне, дают представление об организации и структуре общества. Большинство домов состояло из трех основных помещений и одного подвального склада, в некоторых крупных домах имелась ванная комната и уборная. Помещения были оформлены тканями, источниками света служили простые масляные лампы.
Египтяне создали правовую систему с судами и судьями и содержали отряд ополчения. В государственных школах получали образование будущие писцы и чиновники, которые впоследствии должны были пополнить ряды жрецов или управленцев. Писцу требовалось двенадцать лет на то, чтобы обучиться сложной системе иероглифов. В дальнейшем умеющие писать брали плату за свои услуги. Профессиональные знания передавались в семьях из поколения в поколение. Среди египтян были искусные столяры и скульпторы. На изготовлении украшений и стеклянных изделий, а также обработке металла египтяне специализировались. Они производили льняную ткань необычайно высокого качества: по подсчетам, для изготовления льняного полотна, найденного в могиле Тутанхамона, потребовалось девять месяцев. Большинство людей занималось земледелием и привлекалось к строительству оросительных систем и затеянных фараонами проектов.
Семье в Египте придавали большое значение. Часто заключались браки между двоюродными братьями и сестрами. Официальных церемоний не было, имело место только правовое соглашение, по которому за женой и мужем признавались равные притязания на имущество. Повседневная пища состояла из хлеба, фруктов и овощей, с которыми пили пиво или вино. Мясо в жарком климате быстро портилось и, по-видимому, предназначалось исключительно для праздников. Простая верхняя одежда состояла из льняной холстины, к которой надевались украшения; как женщины, так и мужчины пользовались косметикой.
Завещание Древнего Египта
Влияние древнеегипетской культуры ощущается в Европе и по сей день. Греки и римляне восприняли целый ряд египетских традиций, в частности древнеегипетский календарь, который стал основой григорианского календаря. История Египта до сих пор служит источником вдохновения в литературе и искусстве, до сих пор восхищают нас египетские сооружения. Во многих европейских городах, от Стамбула до Парижа стоят египетские обелиски - символы господства и могущества.
древняя индия и китай |
изобретение паруса |
кто придумал компьютерную мышь |
труды аристотеля список |