Материалы


Папа Римский Урбан VIII, Покровитель Бернини Правил В 1623-1644 Гг.

Этот блестящий статный аристократ, только что избранный Папой Римским, в 1623 г. был на пике власти. Благодаря дипломатической карьере Маффео Барберини получил международную известность; он отличался хорошим вкусом, и скульптор Джованни Лоренцо Бернини некоторое время был его другом, несмотря на большую разницу в возрасте. Во время работы Бернини над статуей Давида Барберини держал перед лицом скульптора зеркало, чтобы тот мог придать выражение глубокой сосредоточенности юному герою, черты которого проступали из мраморной заготовки.

Оба друга верили, что искусство должно не развлекать, но иллюстрировать церковную доктрину и пробуждать воображение, благодаря которому прекрасное произведение искусства заставляло бы умы обращаться в католическую веру. Оба они были одинаково вспыльчивы. Визит Бернини в Версаль повлечет за собой создание лучшего скульптурного портрета Людовика XIV, но независимость в суждениях вынудит художника скоро покинуть дворец. Однако этот неаполитанский гений был неизменно тактичным с Барберини, считавшим его «...высочайшим художником, рожденным Божественным промыслом во славу Рима, чтобы осветить своим сиянием наш век».

 

Папа Римский Урбан VIII, покровитель Бернини Правил в 1623-1644 гг.

 

В конце лета 1623 г. Урбан призвал к себе Бернини, которому было тогда двадцать четыре года, и сказал: «Вам очень повезло, кавалер, что Маффео Барберини стал Папой Римским. Однако еще более повезло нам, ибо у нас есть Бернини». Бернини, сказал Папа, может приходить к нему всегда, когда пожелает. Урбан поддержал идею о том, что скульптору следует быть также архитектором. Это вполне устраивало Урбана, чьи планы на будущее заключались, по свидетельству одного современника, в том, чтобы «выглядеть государем».

Папство покровительствует Бернини

Пластичные скульптурные композиции, выглядящие как трехмерные картины, новые церкви, уличные фонтаны, снабжавшиеся свежей водой, - все это возникло в результате папского покровительства Бернини, начало которому положил Урбан. У него было лишь одно требование: у Бернини не должно было быть иных покровителей помимо Урбана. Высшая власть понтифика запечатлена в скульптуре Бернини на надгробии Папы, находящемся в соборе Святого Петра. Сидящий Урбан простирает правую руку, и этот жест папского благословения в то же время выглядит откровенно имперским. Собственнический инстинкт Папы допустил единственное исключение. Кардиналу Ски-пионе Боргезе, сыгравшему значительную роль в избрании Урбана, было позволено заказать Бернини свой бюст. Созданный им скульптурный портрет, навеки запечатлевший для потомства этого сластолюбивого политикана, находится на вилле Боргезе. Возможно, Урбан был эстетом, но он был еще и властителем суверенного государства, главной фигурой при большом дворе и руководителем международной дипломатической сети; он нуждался в близких друзьях, как никто из светских владык.

Семейство Барберини

Семья Барберини играла важную роль в политике Флоренции начала XVI в., но со временем их амбиции, наряду с упадком города, в середине века привели Барберини в Рим. Здесь семейство разбогатело, и Франческо Барберини (1528-1600) смог основать нечто вроде династии. В 1601 г. Маффео был папским легатом во Франции, затем нунцием в Париже, а в 1606 г. стал кардиналом. Его избрание Папой Римским было результатом многолетнего создания себе репутации как в самом Риме, так и при европейских дворах. Он был последним Папой, способным серьезно влиять на европейскую дипломатию, и его решение поддержать политику Франции в Тридцатилетней войне имело большое значение.

Политика Урбана

Страх Урбана перед победоносными Габсбургами, продвигавшимися в Италию, восходил к средневековым папским страхам перед германским захватом территорий на полуострове. Исходя из этого, он решил править, разделив две основные католические силы. Поддерживать Францию означало враждовать с Австрией, силой, которая могла надеяться на одобрение Рима, поскольку она объявила крестовый поход католичества против протестантизма в Центральной Европе и в то же время противостояла туркам на Востоке. Таким образом, Тридцатилетнюю войну нельзя считать войной католицизма с протестантизмом; она стала борьбой европейских династий за территории. Результат политики Урбана оказался для него парадоксальным: Папа стремился покончить с крупными религиозными войнами в Европе, а в итоге эти войны просто перешли в национальные.

Папский двор

Лояльность Урбана по отношению к своей династии и привилегии, которые он ей предоставлял, более чем соответствовали династическим традициям высокой европейской политики. Осенью после своего избрания Папой он назначил своего племянника Франческо Барберини (1597-1679) кардиналом, и той же чести удостоил впоследствии двух других членов семьи, своего брата Антонио Старшего (1569-1646 гг.) и племянника Антонио Младшего (1607-1671). Он заключил брак другого племянника Таддео с известной римской семьей Колонна. Базой семьи в Риме был палаццо Барберини, работы над которым начались в 1627 г., через два года после того, как Урбан приобрел подходящий участок. Над проектом трудился Франческо Борромини, мастер усложненных форм, а закончил его Бернини, отказавшись от излишней пышности. В результате появился настоящий шедевр архитектуры, форму которого определил фасад с симметрично выступающими боковыми крыльями, образующими, или «парадный двор». Эту форму будут повторять многие дворцы по всей Европе.

Папская политика со стремлением щедро одаривать фаворитов и родственников высокими должностями не отличалась от того, что происходило при других европейских дворах. Однако Папы сменялись довольно часто, а это означало, что с такой же частотой сменялись придворные. Таким образом, непотизм часто приводил к отсутствию административной преемственности, а это, в свою очередь, означало отсутствие у папского государства долгосрочных политических перспектив. Впрочем, Урбан был избран Папой сравнительно молодым, и тот факт, что его правление продолжалось двадцать один год, означает, что политические проблемы, вызванные непотизмом, до поры до времени не были особенно актуальны. Однако они всплыли в конце XVII в. и резко снизили эффективность международной политики папства.

В 1626 г. Урбан аннексировал соседнее герцогство Урбино, что сделало Папское государство мощной консолидированной силой. Чивитавеккиа стала крупным морским портом с гаванью для военных судов, арсенал в Тиво-ли был расширен, а крепость Сант-Анджело в Риме была перестроена и укреплена.

Романский домен Урбана

Папы были римскими епископами, и их духовная власть была тесно связана с правом правления в Папском государстве, поскольку составляла неотъемлемую часть папских притязаний на всеобщую власть в качестве преемников святого Петра. Художественные проекты Урбана стоили больших денег, к тому же он приобрел летнюю резиденцию Кастель Гандольфо. Эти деньги, однако, не были выброшены на ветер, как утверждали его противники. В этом случае действительно требовалась величественность, чтобы продемонстрировать легитимность и сущность папского правления. Враги Урбана, в том числе семья Фарнезе, упрекали его в невоздержанности. Однако все аристократы, будучи избраны Папами, следовали такой же политике, как показывает история Фарнезе. Павел III, член этой семьи, отделил Парму и Пьяченцу от папских доминионов, объявил их независимыми герцогствами и подарил Пьеру Луиджи (1503-1547), своему сыну от неизвестной историкам женщины. Пьер Луиджи стал первым герцогом Пармы.

Обновление церкви

Разумеется, правление Урбана выходило далеко за рамки династического авантюризма и непотизма. Он правил не просто как некий Барберини, хотя это и было для него важно. Годы его папства представляют собой вершину в истории католической контрреформации, которой следовало найти достойный ответ на протестантский вызов. В 1627 г. Урбан основал Collegium Urbanum, чтобы готовить в нем миссионеров, а вскоре после этого возобновил кампанию христианизации Китая и Японии. Он благословил св. Винсента де Поля на создание ордена Святого Винсента, главными задачами которого была помощь бедным и обучение семинаристов, и поощрял образовательную деятельность, женского монашеского ордена, основанного св. Франциском Сальским и св. Жанной де Шанталь в 1610 г.

Распространение возникшего во Франции янсенизма, религиозного течения внутри католической церкви, подчеркивавшего необходимость божественной благодати, сильно беспокоило Урбана. Янсенистские представления о божественном предопределении представлялись ему, а отрицание свободы воли Папа считал безусловно опасным. В 1643 г. Урбан выпустил буллу, объявлявшую это учение ересью, что положило начало широкой кампании против янсенистов.

Первой крупной работой, выполненной Бернини по заказу Урбана, был большой балдахин над папским алтарем, установленный в базилике Святого Петра над его усыпальницей. Витые колонны из позолоченной бронзы придают этому массивному сооружению живописность. На балдахине вырезано изображение пчелы, символа Барберини, которую скульптор здесь в знак уважения к своему покровителю. Над другим крупным произведением в той же базилике, надгробием Урбана, Бернини работал с 1628 по 1647 г.

Наследие Урбана

К этому времени под угрозой оказалась репутация всей семьи. Война, начатая Урбаном против Пармы в 1642 г., через два года закончилась его поражением. Сразу же после похорон своего предшественника Папа Иннокентий X (1644-1655) начал официальное следствие по обвинению Барберини в незаконном расходовании церковных средств. Другие могущественные римские фамилии, связанные с папством, - Боргезе, Альдобрандини и Людовиси - стали интриговать против семьи, и два кардинала, Франческо и Антонио Младший, бежали в Париж. Впрочем, со временем им было позволено вернуться в Рим, в свой огромный палаццо, из которого они могли видеть фонтан Тритона на Барберини, где сын морского бога выдувает воду из раковины. Так задумал Бернини, и именно этого желал наиболее известный представитель рода Барберини.

 

Наследие Урбана

20.09.2017




верблюжья кавалерия
сюрикены и их история
кто изобрёл самолёт
закон притяжения ньютона для детей