Взлет «стоя на хвосте» - Конвертопланы с вертикальным положением корпуса

Конвертопланы - это аппараты, способные осуществлять не только вертикальный взлет и посадку (как это делают вертолеты), но и длительный высокоскоростной горизонтальный полет, характерный для обычных самолетов. Так как летательные аппараты этого типа не являются в полной мере ни вертолетами, ни самолетами, это сказывается на их облике.

Аппараты с вертикальным положением корпуса на взлетно-посадочных режимах для перехода к горизонтальному полету совершают поворот на 90° вокруг оси тангажа. Это создает значительные трудности, связанные, в первую очередь, с проблемами ориентировки летчика в пространстве.

Первым пригодным к эксплуатации конвертопланом с вертикальным положением корпуса при взлете и посадке стал довольно оригинальный одноместный истребитель, спроектированный вскоре после войны фирмой Convair по заказу ВМС США. Машина, получившая наименование XFY-1 Родо, разрабатывалась как истребитель защиты конвоев, который мог бы применяться с малых свободных площадокла палубе корабля эскорта или даже самого транспорта, не требуя длинных взлетно-посадочных палуб авианосцев. После проведения длительных и тяжелых доводочных работ Родо 2 августа 1954 г. наконец выполнил самостоятельный полет и стал первым в мире самолетом, совершившим вертикальный взлет и посадку.

Главная особенность этой машины состояла в том, что тяга, создаваемая винтом его 5850-сильного турбовинтового двигателя была больше взлетного веса. Из-за малых размеров и массы самолета оказалось необходимым установить соосные винты для нейтрализации влияния гироскопического момента. Силовая установка представляла собой два газотурбинных двигателя Т-38, соединенных редуктором и общим валом с приводами воздушных винтов. Самолет имел крыло, близкое к треугольному, и два больших киля.

Вертикальное оперение и крыло имели одинаковый размах, а заканчивались длинноходовыми амортизаторами, на концах которых устанавливались небольшие колеса - шасси самолета. Традиционные по форме, но более крупногабаритные рули направления и элероны были достаточно эффективными даже в режиме висения, так как они располагались в зоне воздушного потока, создаваемого винтом самолета.

Кресло летчика было установлено на карданном подвесе, благодаря чему юно занимало практически одинаковое положение при любых перемещениях аппарата в пространстве. Хотя это и упростило решение некоторых проблем, все же летчик вынужден был выполнять посадку, глядя назад, что крайне затрудняло выполнение этой ответственной операции. Первый полет, в ходе которого отрабатывались переходные режимы полета (от вертикального к горизонтальному и обратно), был проведен 2 ноября 1954 г. Но несмотря на то, что эти полеты прошли в целом успешно, дальнейшая доводка машины была прекращена.

Интересным контрастом по сравнению с маленьким Родо служит созданный фирмой Lockheed тяжелый аппарат XFV-1. Он создавался по тем же требованиям ВМС США к «конвойному» истребителю и получил название Salmon в честь летчика-испытателя фирмы Германа Салмона. Самолет имел прямое крыло и крестообразное оперение, расположенное относительно крыла по системе «X». На концах оперения были установлены амортизаторы и колеса. Для проведения первого этапа испытаний в марте 1954 г. конверто-план был оснащен временным двухстоечным шасси традиционной схемы, а два нижних, из размещенных на оперении, колеса были модифицированы для обеспечения горизонтального взлета в самолетном режиме. Salmon не оправдал возлагавшихся на него надежд: из-за слабого двигателя были выполнены полеты только при взлете с разбегом.






павел из эгина
щит крестоносца
история рабства в африке
древние клинки раздвижные