Африка И Работорговля
Прибрежная торговля рабами вскоре превратилась в угрозу, которой сопровождались колониальные успехи. Последствия торговли людьми
ощущаются и в наши дни.
Ранние африканские цивилизации
Колонизация Африки имеет долгую историю. Самая древняя цивилизация здесь возникла в Нубии, современном Судане. Ее развитие шло параллельно с развитием Древнего Египта. И хотя обе культуры извлекали выгоду из обоюдного контакта, как, например, торговый обмен или распространение идей, их отношения были слишком отягощены конфликтами. Так Нубия около 2800 г. до н. э. была в течение 500 лет оккупирована Египтом, а нубийское царство Куш, которое за 70 лет до этого объединило разрозненные части Нубии, было примерно до 770 г. до н.э. оккупировано Египтом. После обретения независимости началось развитие и расцвет Нубийского царства. Так продолжалось до IV столетия н. э. и лишь растущая христианизация и усиление эфиопского царства Аксум окончательно предрешили закат Нубийского царства.
Похожие традиции, присущие крупным цивилизациям, существовали и в Западной Африке. В IV столетии н.э. король Ганы управлял обществом, в котором уже были построены системы улиц и имелся свод законов, а численность солдат, осуществляющих оборону, превосходила 20 тысяч человек. С 1200 года королевство сменяется империей Мали, а Тимбукту становится центром торговли и образования.
Дальше к югу, на высокогорных плато Зимбабве также существовала высокоразвитая культура, которая приобрела свои богатства путем торговли со странами побережья Восточной Африки. Столицей был город Большое Зимбабве, датой основания которого историки считают примерно 1250 год. Это был относительно большой город с каменными зданиями и башнями конической формы. Предполагают, что в городе проживало примерно 18 тысяч человек.
Абиссинские рабы в железных цепях. Слева: Иллюстрация 1835 г.; перед посадкой в трюм корабля рабов заковывают в кандалы.
Начало работорговли
Торговые отношения между Европой и странами Северной Африки, расположенными на побережье Средиземного моря, существовали давно.
Уже в Древней Греции поддерживались отношения с некоторыми африканскими культурами, а римляне имели тесные связи с африканским континентом, особенно с Египтом. До XV столетия знания европейцев об Африке представляли смесь отрывочных знаний, заимствованных из классического образования, мифов и историй, а также отдельных фактов, изложенных в Библии.
Одна за одной на Черный континент отправлялись европейские экспедиции. В 1482 году в Эльмине на побережье нынешней Ганы португальцы основали морской порт. В 1497 году Васко да Гама обошел под парусами весь континент, и с этого момента европейцы начали с возрастающей степенью активности осваивать Африку. Они экспортировали необработанные строительные материалы, золото и слоновую кость.
Однако гораздо более прибыльным занятием оказалась работорговля. На западном побережье от Сенегала до Анголы сооружались так называемые фактории, и уже на этой ранней стадии торговля людьми носила чрезвычайно жестокий характер. Для европейцев торговля людьми вначале была чем-то новым, однако в Африке издавна торговали рабами - восточноафриканские властители продавали их друг другу и своим арабским соседям. Когда европейцы к ним присоединились, вначале они полагались на вождей племен, которые собирали пленных и продавали европейцам. Сначала предполагалось, что африканские рабы будут работать на островных колониях перед континентальным побережьем; некоторых увозили в Европу. Первый невольничий корабль, направлявшийся в Америку, - куда позднее переместился центр работорговли - отчалил из Лиссабона в 1518 году. С этого момента торговля людьми приобрела грандиозные масштабы. Отголоски этого явления и сегодня ощущаются в политике, экономике и демографии.
Развитие рабства
Для торговцев рабы были таким же товаром, как и другие, и трансатлантические перевозки, осуществляемые водным путем, в истории отражены как «Треугольная торговля». Рабы были главным компонентом этой торговли. Европейские товары перевозились кораблями в Африку и менялись на рабов, которые потом водным путем доставлялись в Южную, Центральную и Северную Америку. Из этих мест экспортные товары вновь привозились в Европу. Для многих торговцев перевозка рабов представляла удобный случай, позволяющий избежать плавания из Европы в Америку с пустым трюмом и еще подзаработать. С коммерческой точки зрения этот вид торговли приобрел исключительное значение: из нее можно было извлекать значительную выгоду. Этот факт, а также то, что рабов рассматривали не как людей, а как груз, приводили к тому, что при перевозке рабов морем они находились в ужасающих условиях. По этой причине многие невольничьи корабли становились очагами болезней, и высочайший уровень смертности был почти нормой.
К тому же, если работорговец попадал со своим кораблем в какие-либо серьезные ситуации, «груз» просто выкидывали за борт.
Предмет работорговли вызывал широкую дискуссию в дипломатических кругах. Высокие прибыли, получаемые при работорговле, приводили к дипломатическим скандалам, а в отдельных случаях - к войнам и борьбе за власть, так как многие страны хотели контролировать этот рынок и зарабатывать на нем. Богатство многих колоний и возникших позднее на их месте государств основано на работорговле. Между 1518 и 1650 годом испанцы и португальцы ввезли в свои колонии примерно полмиллиона рабов, и после 1650 года наблюдается бурный рост нелегальной работорговли. В колониях рабы зачастую использовались для работы на сахарных плантациях. Испанские рабы должны были работать на мексиканских серебряных рудниках. Однако большая часть рабов поступала в Колумбию, Венесуэлу и на Кубу, регионы, где Испания переживала экономические трудности. Португальцы расширили свои плантации в Бразилии и с 1700 года привозили в свои южноамериканские колонии все больше и больше рабов, чтобы полностью выработать серебряные рудники в Минас Герайс. Голландские, британские и французские рабы должны были работать в колониях Карибов и Гвианы, а также на землях Северной Америки, где небольшое количество рабов из Африки, помимо всего прочего, было занято работой на табачных плантациях в Виргинии и Мэриленде.
В колониях то и дело вспыхивали бунты, которые в конце XVIII и начале XIX века переросли в восстания рабов. Однако эти восстания тут же подавлялись. Это продолжалось до начала освободительной борьбы 1791 года во французской колонии Сан-Доминго, которую возглавил Туссен-Лувертюр («Черный Наполеон»). Следствием этой освободительной борьбы стало возникновение государства Гаити.
Отмена рабства
В Европе голоса с призывами об отмене рабства звучали всегда. Это были голоса людей, протестующих против торговли людьми. Но настоящее движение за отмену рабства началось лишь в 1770 году. Начало ему было положено в Англии, когда некто Гренвилл Шарп передал в Верховную Судебную палату петицию с просьбой о даровании свободы беглому рабу из Америки Джеймсу Сомерсету, который был повторно арестован в Англии. Несмотря на первый успех, вначале почти ничего не изменилось. Поэтому в 80-е годы XVIII столетия группа христиан-евангелистов начала кампанию с требованием полной отмены рабства. После этой акции в стране развернулось общественное движение, в ходе которого собиралась информация, которую позже придавали гласности и передавали Парламенту.
Вильям Вильберфорс был влиятельнейшим адвокатом, который неустанно занимался этим делом и повернул общественное сознание лицом к вопросам рабства, так как на фоне идеалов индустриальной революции, касающихся свободной торговли, и идеалов французской революции, рабство все больше стало казаться исключительно варварским анахронизмом.
В 1808 году английский Парламент объявил покупку, продажу и транспортировку рабов противозаконными. В 1834 году владение рабами также было объявлено противозаконным. В этом же году на островах Западной Индии всем детям рабов младше 6 лет была дарована свобода, а самим рабам гарантировано получение шестилетнего бесплатного образования. Однако эти предписания носили такой же оттенок эксплуатации, что и прежнее рабство, хотя для них существовали сроки исполнения. Окончательно рабство было отменено в 1838 году. Между тем британские противники рабства развернули кампанию об отмене рабства в Америке. Особенно активное и стабильное движение против рабства развернулось в северных областях Северной Америки. Беглые или освобожденные рабы, как, например, Фредерик Дуглас, произносили речи по всей стране. Многие писатели поддерживали отмену рабства. Так некоторое влияние на общественное сознание оказала книга писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Вместе с окончанием Гражданской войны в 1865 году в Америке завершился и этап рабства.
Отмена рабства в Америке и Европе стала возможна благодаря нескольким факторам: движению за его отмену, экономическим трудностям и политическим события того времени. Однако в Африке до конца XIX века на многих территориях еще были распространены традиционные формы рабства. В Нигерии рабство отменили лишь в 1936 году. И до сегодняшнего дня рабство можно обнаружить в некоторых отдаленных местах Африканского континента, а его противники продолжают бороться за его отмену.
Последствия
Одной из побочных проблем работорговли в Африке было сокращение населения. В долине реки Нигер почти все коренные племена были истреблены в ходе охоты на рабов. Следствием этого стали голод и болезни.
Но самым разрушительным последствием работорговли было, пожалуй, признание главенства силы и создание общественного климата, при котором белые люди чувствовали свое превосходство над черными. Эти последствия можно наблюдать и сегодня.
ньютон детям |
малогабаритные пистолеты |
доклад изобретение парусно-гребные корабли |
чем торговали викинги |