Крылатые аэродромы - Составные самолеты
В целом ряде случаев традиционные самолеты, вполне способные выполнять полеты в обычном режиме, устанавливались на более тяжелом носителе и стартовали уже в воздухе. Первый такой эксперимент был проведен в 1916 г. англичанами. Для борьбы с немецкими дирижаблями, патрулировавшими в Северном море вне пределов досягаемости береговой авиации, на летающей лодке Felixstowe закреплялся одноместный истребитель Scout фирмы Bristol. После отделения от носителя и выполнения перехвата дирижабля пилоту маленькой машины предстояло совершить долгий и опасный вояж над морем домой. Летные испытания этой системы прошли успешно, но участия в боевых действиях она не принимала.
В 1938 г. схожая схема была успешно использована для организации трансатлантического почтового сообщения. Скоростной гидросамолет S.20 Mercury фирмы Short вообще-то мог вместить в свои баки объем топлива, достаточный для полета с грузом почты от Лондона до Нью-Йорка, но взлететь сам с такой нагрузкой не мог. Поэтому в воздух он поднимался на «спине» огромной летающей лодки S.21 Maia. Подобные рейсы с расстыковкой в воздухе выполнялись и по другим маршрутам: например, составной аппарат летал из Саутгемптона в Александрию вплоть до Второй мировой войны. В октябре 1938 г. Mercury пролетел 9652 км, отделявшие шотландский город Данди от Оранжевой реки в ЮАР.
Практически одновременно с созданием составной системы для Mercury в СССР проводятся аналогичные опыты. В 1931 г. бомбардировщик ТБ-1 был превращен в авиаматку для двух истребителей И-4, размещавшихся на крыльях. Годом позже в качестве авианосца испытывался более мощный, уже четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3. Инициатором создания так называемого звена был B.C.Вахмистров. Звено состояло из самолета-матки ТБ-3, двух истребителей И-5, двух И-16 и самолета И-Z. Такое сочетание давало возможность значительно увеличить радиус действия истребителей, так как при полете на авиаматке они не расходовали свое горючее (хотя их моторы и работали), а питались от топливной системы тяжелого бомбардировщика. Этот «летающий аэродром» был неоднократно поднят в воздух известным летчиком-испытателем П. М. Стефановским. И-5 закреплялись на земле на крыльях носителя, И-16 подвешивались под крыльями, а последний из самолетов - И-Z - прицеплялся к матке уже в воздухе.
Последней из разработок Вахмистрова стало «Звено-СПБ» (составной пикирующий бомбардировщик). Под крыльями ТБ-3 подвешивали лишь два истребителя И-16, которые вооружались бомбами ФАБ-250 и использовались как сверхлегкие бомбардировщики для поражения дальних точечных целей. В августе 1941 г. они были применены для уничтожения Черноводского моста через реку Дунай и нефтепровода на территории Румынии. 10 августа два «Звена» взлетели с аэродрома в Евпатории. В 15 км от румынского берега была произведена отцепка И-16. Истребители на большой скорости подошли к цели на высоте 1800 м и удачно сбросили бомбы с пикирования до 300 м. Была выведена из строя ферма моста, а также серьезно повреждена трехпроводная магистраль горючих материалов. Выходя из атаки на бреющем полете и повышенной скорости, И-16 произвели штурмовку огневых точек противника и вернулись на свой аэродром с промежуточной посадкой в Одессе. Три дня спустя был произведен повторный удар. В результате мост и проходящий по нему трубопровод были полностью разрушены.
что изобрёли братья монгольфье |
теория полупроводников |
сабля меч отличия |
воздушные шары когда изобрели |