Кто придумал Кинематограф - Когда Изобрели?

Еще в Древней Греции роль искусства была определена как изображение и отражение жизни. Но жизнь нельзя представить без движения. Поэтому изображение подлинного движения жизни всегда было одной из целей искусства. Стремление человечества запечатлеть в рисунке движение, наблюдаемое в природе, мы находим в наследии самых разных народов и культур: бегущий северный олень многоног, танцующий Шива восьмирук. Кинематограф стал тем видом искусства, который решил эту задачу. Но произошло это сравнительно недавно, и человечество долго шло к этому открытию.

Одно из первых упоминаний о приборе прародителе кинопроектора мы находим у римского поэта и философа Лукреция в трактате «О природе вещей». Он описывает приспособление для высвечивания на экране движущихся рисунков. Исследователи по-разному относятся к роли китайского и японского театра теней в становлении кинематографа, но сходятся в том, что визуально он близок анимационному фильму. К дальнейшим этапам развития технической мысли в этом направлении следует отнести камеру-обскуру простейшее устройство, позволяющее получать изображение объектов.

В Средние века и позднее находились умельцы, развлекавшие публику сеансами движущихся картинок при помощи «волшебных фонарей» (лат. laterna magica).

Кинематограф Кто и когда придумал

Изображение церкви св. Космы в городе Штаде, Германия, полученное с помощью камеры-обскуры.

Монах-иезуит Атанасиус Киршер в 1б4б г. дал первое описание устройства «волшебного фонаря». Это был проекционный аппарат, состоявший из деревянного или металлического корпуса с отверстием или объективом. В корпусе размещался источник света свеча или лампада. Изображения, нанесенные на пластины из стекла в металлическом, деревянном или картонном обрамлении, проецировались через оптическую систему и отверстие в лицевой части аппарата. Источник света мог быть усилен с помощью рефлектора (а позднее и с помощью линзы). «Волшебный фонарь» является прототипом большинства современных проекционных оптических устройств.

Следующий большой шаг в развитии кинематографа был сделан в 1832 г., когда молодой бельгийский физик Жозеф Плато создал прибор фенакистископ, принцип работы которого был основан на персистенции (от лат. persisto «постоянно пребывать», «оставаться») способности сетчатки человеческого глаза запоминать изображения. Исследованием феномена персистенции Плато занимался несколько лет. Он установил, что длительность персистенции зависит от силы и времени зрительного восприятия, цвета и освещенности предмета и в среднем равна трети секунды. Вот как сам Плато описал свое изобретение: «Мой прибор состоит из черного картонного диска диаметром приблизительно 25 см, насаженного на ось, подобно колесу. Недалеко от внешней окружности диска проделано до двадцати отверстий в виде радиально направленных щелей. Эти щели могут иметь около 2 мм ширины и 2 см длины и должны быть проделаны на равных расстояниях друг от друга. Для наблюдения изменяющихся явлений в их истинном виде поступают следующим образом: приводят диск в достаточно быстрое вращение, закрывают один глаз, а другим смотрят сквозь образующуюся от быстрого вращения щелей прозрачную полосу на движущийся предмет».

Кинематограф Кто и когда придумал

«Волшебный фонарь».

Кинематограф Кто и когда придумал

Тот же принцип был положен венским профессором Симоном фон Штампефером в основу стробоскопа, созданного им в том же 1832 г. Стробоскопом был назван картонный барабан, насаженный на ось. На внутренней стороне барабана на бумажной ленте располагалась серия рисунков (от 8 до 12), иллюстрирующих фазы движения человека или животного. Каждый последующий рисунок воспроизводил новый момент движения; последний рисунок каждого цикла являлся как бы замыкающим по отношению к первому рисунку. Вставив бумажную ленту с рисунками в барабан с узкими продолговатыми отверстиями, прорезанными против каждого рисунка, и вращая барабан вокруг оси, зритель видел быструю последовательную смену рисунков, которая создавала полную иллюзию движения. Эффект видимого движения при смене неподвижных изображений, сделанных на внутреннем диске, стал называться стробоскопическим эффектом. По существу, это было рождением мультипликации в самой примитивной форме.

В 1834 г. английский математик У. Дж. Хорнер сконструировал зоотроп, во многом повторяющий конструкцию стробоскопа. Рисунки в зоотропе были нарисованы на ленте из тонкого картона. Можно сказать, что это был «прототип» кинопленки.

Наконец, по прошествии 20 лет было сделано принципиальное усовершенствование этих аппаратов: рисунки уступили место фотографиям. Австриец Франц фон Ухациус в 1853 г. сконструировал стробоскоп, в котором изображения помещались на стеклянном диске и освещались масляной лампой, и спроецировал их на экран. Кинематоскоп американца К. Селлерса в 1861 г. представлял собой серию наклеенных на барабан фотографий, сменявших друг друга перед глазами зрителя. В 1870 г. американец Г. Хейл организовал первый в истории публичный сеанс «живой» фотографии с помощью аппарата, названного им фазотроном. Он проецировал диапозитивы, размещенные на диске.

В 1877 г. французский изобретатель и художник Эмиль Рейно, позаимствовав вращательный барабан зоотропа Хорнера и усовершенствовав зеркальную систему фенакистископа Жозефа Плато, создал новый прибор праксиноскоп Рейно.

Кинематограф Кто и когда придумал

Демонстрация фильма с помощью праксиноскопа Э. Рейно. Гравюра 1882 г.

День, когда в Париже было запатентовано это изобретение, можно считать днем рождения анимации. Прибор состоял из открытого цилиндра с высотой стенок около 10 см. На внутренней стороне цилиндра была размещена полоса с 8 или 12 миниатюрами, а в центре зеркальная призма, число сторон которой соответствовало числу миниатюр. Каждая миниатюра отражалась в соответствующей грани призмы, и при вращении цилиндра возникал анимационный эффект плавного движения. Также Рейно первым стал использовать постоянную декорацию, рисуя ее отдельно от персонажей и передавая на экран посредством отдельного «волшебного фонаря». Он был и первым, кто синхронизировал изображение и звук, причем музыкальное сопровождение для своих фильмов сочинял тоже сам. Позже Рейно пришла идея показывать более длинные ленты, на которых разыгрывались занимательные сюжеты маленьких смешных пьесок, тогда он действительно создал искусство мультипликации, искусство «одушевленного рисунка».

В одно время с Рейно английский фотограф Эдвард Мюйбридж начал свою работу по съемке последовательных фаз движения. Работы Мюйбриджа пробудили во всем мире дух изобретательства и значительно ускорили развитие движущейся фотографии. Появляется «фотографическое ружье» физиолога Этьена Жюля Марея. В 1885 г. Герман Кастлер создает мутоскоп прибор с барабаном, в котором помещалось более тысячи рисунков. Можно уверенно сказать, что в конце XIX в. проблема изображения непрерывного движения занимала весь мир...

Шли годы новых поисков и открытий. Возникла фотографическая промышленность. Открылись фабрики пластинок, фотоаппаратуры, кинопленки. Первая гибкая светочувствительная негорючая пленка была изобретена русским фотографом И. Болдыревым в 1878-1881 гг., затем американскими изобретателями Г. Гудвином в 1887 г. и Дж. Истменом в 1889-м была создана горючая целлулоидная пленка.

До момента первой публичной проекции фильмов братьями Люмьер, да и после этого, появилось очень много приборов, подобных легендарному люмьеровскому кинематографу: кинетоскоп Эдисона, аппарат И. Тимченко, хронофотограф Ж. Демени, проектор американского изобретателя Ж. А. Ле Роя, проектор паноптиком американского изобретателя У. Латама...

Кинематограф Кто и когда придумал

Лошадь в движении. Фотографии Э. Мюйбриджа. 1887 г.

Изобретатели прибора под названием «кинематограф» (или «синематограф») братья Люмьер использовали лучшее из опыта своих предшественников. Их кинематограф был настоящим портативным съемочным ателье. Кинокамера стала легче и удобнее, скорость съемки выше. На этом же аппарате можно было печатать позитивы. К тому же кинематограф использовался и как проектор. Редкая универсальность! Поистине, недаром название прибора стало названием целого направления в искусстве.

Первая закрытая демонстрация кинематографа   произошла   22   марта 1895 г. при подаче патентной заявки, первый публичный киносеанс 28 декабря 1895 г. в одном из залов «Гранд кафе» на бульваре Капуцинок, где показали фильм «Выход рабочих с фабрики». Это официальная дата рождения кинематографии как вида искусства.

Обычно на своих сеансах Люмьеры демонстрировали несколько коротких (всего по 50 секунд) фильмов, наиболее популярным из которых стало «Прибытие поезда». Поезд на экране надвигался на зал, что выглядело очень реалистично и производило сильное впечатление на зрителей. Также первыми темами Люмьеров стали бытовые сцены: кормление ребенка, кузнецы за работой, юмористическая зарисовка о политом поливальщике.

К началу 1896 г. Луи Люмьер наладил промышленный выпуск своего киноаппарата, и примерно за год кинематограф покорил мир. В течение 1896-1897 гг. публичные демонстрации короткометражных фильмов были проведены во всех мировых столицах.

Кинематограф Кто и когда придумал

Братья Огюст и Луи Люмьер. 1895 г.

Кинематограф Кто и когда придумал

Кинопленка выпускалась в различных форматах, т. е. различной ширины. Самым первым был формат 35 мм.

В России первый показ состоялся в мае 1896 г. в Петербурге, между актами оперетты в саду «Эрмитаж» (годы спустя на этом месте возник первый съемочный павильон киностудии «Ленфильм»). Первые фильмы в России были сделаны фотохудожником Альфредом Федецким «Перенесение иконы Озерянской Божьей Матери» и «Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством» (1896 г.). Вряд ли кто-то тогда мог представить, какой волшебный, звездный мир кино вырастет из этих коротких, серых, расплывчатых кадров...

Первые кинозвезды

Огюст Люмьер известен не только как один из изобретателей кинематографа, но и как первая звезда экрана он и члены его семьи стали героями документальных короткометражек, демонстрировавшихся в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок. В ленте «Завтрак младенца» Огюст и его жена кормят с ложечки маленького ребенка, сидящего с ними за столом, а в ленте «Вылавливание красных рыбок» можно видеть, как маленькая девочка, дочь Огюста Люмьера, пытается достать из аквариума плавающих там рыбок.

Кинематограф Кто и когда придумал

Рекламный плакат кинематографа братьев Люмьер с изображением кадра из фильма «Политый поливальщик». 1896 г.






сабля янычара
готический доспех
готический доспех
кто придумал стиральную машину автомат