Материалы


Гонка артиллерийских амбиций -Сверхтяжелые орудия на броненосцах конца XIX в.

Следующая пара кораблей, созданных главным строителем итальянского флота Бенедетто Брином, - Italia и Lepanto - в военно-морских кругах вызвала еще большее изумление, нежели Duilio. Эти гигантские, быстроходные и необычайно мощно вооруженные линкоры были вообще лишены бортовой брони! Идея корабля - держаться за пределами огня противника, чему способствует высокая скорость, и бить его с дальней дистанции из орудий огромного калибра. Брин исходил из следующего: раз даже самая толстая броня не делает корабль неуязвимым, значит, надо отказаться от нее. И защита корпуса Italia состояла лишь из карапасной (выпуклой) броневой палубы и множества маленьких отсеков и клеток в районе ватерлинии, заполненных целлюлозой (последняя, по замыслу, должна была разбухать от попадания воды и тем самым перекрывать пробоину). Вооружение Italia и Lepanto состояло из 431-мм казнозарядных орудий Армстронга с длиной ствола в 27 калибров и массой 103,5 т (правда, на Italia одна из пушек была «некондиционной» - со стволом на один калибр короче). Они располагались попарно на поворотных столах в углах огромного центрального барбета из 480-мм брони, расположенного по диагонали на верхней палубе. На практике темп ведения огня из этих гигантских пушек составлял один выстрел в 4-5 мин, в то время как 152-мм орудия на время стрельбы главным калибром действовать не могли. Отличная мореходность, огромный запас угля (1700 т) и даже внушительные резервные помещения для перевозки целой пехотной дивизии вместе с вооружением позволяли новым кораблям в случае необходимости служить «транспортами вторжения». Создавая эти корабли, Брин не предвидел ни создания скорострельных орудий, ни появления сильных разрывных зарядов. Появление этих революционных новшеств совпало с моментом вступления Italia в строй, так что ценность этого корабля была сразу сведена на нет. С этих пор он уже не мог расцениваться как линкор, а мог только считаться огромным бронепалубным крейсером.

Не остались в стороне от гонки амбиций и французы. В 1878 г. на верфях Тулона и Бордо были заложены четыре корабля типа Le Terrible, которые обычно относят к броненосцам береговой обороны, но их высокий борт и солидное водоизмещение (свыше 7500 т) дают основание оспорить это мнение. Главное их вооружение состояло из двух орудий 420-мм калибра в носовом и кормовом барбетах. При огромном весе этих пушек (около 87 т) явно не оставалось возможности для установки средней артиллерии. Да и главный калибр был внушителен только на бумаге: гигантские орудия требовали для заряжания не менее 10 мин. При первой же модернизации их заменили на 240-мм скорострелки.

Самыми тяжелыми орудиями английского флота XIX в. были 413-мм гиганты весом 110 т, установле-ные на броненосцах Benbow, Victoria и Sans Pareil. Benbow, вошедший в строй в 1888 г., принадлежал к типу Admiral, но вместо четырех 343-мм орудий, составлявших вооружение его собратьев, он получил пару 413-мм в барбетных установках на носу и корме. Предполагалось, что единственного попадания 836-кг снаряда будет достаточно, чтобы «нокаутировать» корабль противника. Victoria и Sans Pareil, построенные в 1890-1891 гг., были оснащены парой 110-тонных орудий в единственной носовой башне. Появление этих кораблей было вызвано кратковременным увлечением английского Адмиралтейства таранной тактикой, что требовало достижения максимальной мощности огня по курсу. Судьба Victoria оказалась незавидна: через 3 года после вступления в строй этот броненосец был протаранен во время маневров своим земляком Camperdown и ушел на дно, прихватив 359 членов экипажа.


24.09.2017




как стать рыцарем
изобретатель атомной бомбы
в каком году изобрели компьютерную мышь
древнее греция еда