Материалы


Соломон, Царь Израиля Правил Окало 970-928 Гг. До Н. Э.

Централизованная монархия как форма правления с правом династического наследования престола возникла у древних евреев к середине X в. до н. э. Однако это нововведение оказалось противоречивым. Раньше двенадцать колен Израилевых были организованы по федеративному принципу, и монархия, столь характерная для их ближневосточных соседей, была чужда израильским традициям. Многие считали, что монархия подрывает статус евреев как народа, избранного Богом по Завету. Другие полагали, что эту цену стоит заплатить ради сохранения Израиля как государства.

Упадок Египта, пришедшийся на конец II тыс. до н. э., дал израильским племенам возможность объединиться, однако дальнейший прогресс сдерживался враждебными силами филистимлян, живших в Палестине. Нерегулярные израильские войска, рекрутируемые из разобщенных племен, не могли сравниться с воинскими силами, которые возглавляли знатные военачальники, искусные в бое на колесницах. Около 1050 г. до н. э. в битве на равнине Афек на побережье Средиземного моря израильтяне потерпели сокрушительное поражение, и в результате значительная часть их земель перешла к филистимлянам.

Библейские повествования

В библейских сказаниях, сложившихся к середине X в. до н. э., рассказывается о событиях, происходивших веком ранее, при этом исторические факты переплетаются с мифологией, повествуя о возрождении Израиля после постигшей его катастрофы. Они повествуют, как монархия стала центром национального единения и как ее организационная мощь помогла Саулу, первому царю, изгнать оккупантов-филистимлян.

В Первой, Второй и Третьей Книге Царств содержатся поэтичные истории о Самуиле, предводителе народного сопротивления на оккупированных землях, о совершении им помазания Саула, первого израильского царя. Также рассказывается, как Давид прибег к партизанской войне против ненавистного ему Саула в последние годы правления этого царя, когда вновь нависла угроза со стороны филистимлян. Эти персонажи могут рассматриваться как библейские «двойники» Ахилла, Одиссея и Геракла.

 

Библейские повествования

 

Однако библейские истории показывают и зыбкость израильского царства. Самуилу была чужда сама идея монархии, однако он вынужден был помазать Саула на трон, в чем впоследствии разочаровался. Народ благоволил к Давиду, и колено Иуды помазало его на царство. О восстании Давида против Саула и его преемников рассказывается с сочувствием, поскольку Давид обладал харизмой, пророческой силой и божественным вдохновением, то есть качествами, всегда ценимыми Израилем у своих вождей. Именно харизматическое исступление Саула, которое позже, вероятно, превратилось в безумие, позволило ему стать царем. Возвышение Давида показывает, как одаренный харизматик, ставший мятежником, может подорвать династическую традицию.

Царство Давида

Многие евреи, принадлежащие к другим коленам, потянулись к новому энергичному иудейскому царю. В результате южная Иудея и земли на севере, на которые претендовал слабовольный сын Саула Иевосфей, были объединены под эгидой царя Давида, добившегося окончательной победы над филистимлянами. Взяв осадой укрепленное поселение в центре своих новых владений, принадлежавшее ханаанскому племени, Давид переименовал его в Иерусалим. Он сделал этот город своей столицей, так называемым «градом Давидовым», где находился его дворец и куда он перенес Ковчег Завета, поместив его в новую скинию, которую охраняли особые священнослужители.

Таким образом, Давид оставил Соломону, своему сыну, родившемуся от любовницы Давида Вирсавии, сакральное царство, простиравшееся почти на всю территорию Палестины. Филистимлянам осталась лишь узкая прибрежная полоса, а ханаанские города-государства были поглощены новой империей. Победоносные военные кампании, которые в дальнейшем Давид вел против соседних государств, особенно против арамейского со столицей в Дамаске, превратили их в имперские провинции, что сделало Израиль доминирующей силой Ближнего Востока и принесло ему власть над Южной и Центральной Сирией. Гарем Давида и его почетная гвардия вполне соответствовали ближневосточному стилю. В том же духе были и две попытки восстания, предпринятые двумя другими сыновьями Давида, Авессаломом и Адонией, которые чуть было не лишили Соломона трона.

Империя Соломона

Браки Соломона, и прежде всего женитьба на дочери египетского фараона, расширили и укрепили границы империи. Особенно важным был союз с Тиром, восстановленным и перестроенным финикийцами в XII в. до н. э. Тир являлся столицей государства, контролирующего всю южную прибрежную полосу на территории современного Ливана, средоточием финикийской культуры, центром экономического влияния и его распространения на запад.

К концу X в. до н. э. тирские колонии существовали на Кипре, в Испании и Северной Африке, а также на острове Сардиния, бывшем важным центром добычи меди. Теперь Тир мог получать пшеницу и масло из управляемой евреями Палестины, а грандиозные строительные проекты Соломона нуждались в древесине, ввозимой из Ливана.

Военное строительство Соломона заключалось в возведении укреплений и военных баз вдоль границ страны. На новых равнинных землях стало возможным использование боевых колесниц, пришедших из Ханаана. Единственной военной проблемой для Соломона оставалась Сирия. Царю важно было удерживать власть над арамейскими землями, расположенными к северу от Трансиордании, так как они были ключом к контролю над караванными путями, которые вели к Евфрату.

Существование независимого правителя в Дамаске ставило под угрозу, хотя и не слишком серьезную, контроль Соломона над главными торговыми путями, ведущими из Египта в Северную Сирию. Объявив международную торговлю царской монополией, Соломон начал экспансию на юг через Красное море. Финикийские кораблестроители и моряки помогли ему построить и экипировать торговый флот, и купеческие суда ходили далеко на юг, добираясь даже до берегов нынешнего Сомали. Теперь в Израиле появились ценные товары из портов Красного моря, в том числе золото и серебро, слоновая кость и драгоценные камни, и даже обезьяны, ставшие обычной игрушкой для царских детей.

Миф, золото и торговля

Посещение царицей Савской Соломона относится к области легенд, однако подобного рода визиты вполне могли иметь место как знак уважения одной торговой силы другой. Царство Саба, расположенное на территории современного Йемена, контролировало караванные пути, по которым с юго-запада Аравии ввозили пряности и благовония в Палестину и Месопотамию. Теперь, когда Египет уже не был способен удерживать торговую монополию в Сомали и Эфиопии, царство Саба, по-видимому, распространило свои торговые интересы и на эти земли. Библейские источники подчеркивают изумление царицы мудростью Соломона, но те же источники сообщают, что она привезла с собой в дар золото, целых 4,5 тонны.

Заинтересованность Соломона в торговых путях, ведущих на юг по суше, его контроль над ними и рискованные морские кампании создавали условия конкуренции для аравийских торговых путей, проходящих через Сабу. Учитывая все эти факторы, было необходимо установить добрососедские отношения между двумя царствами, которые способствовали бы развитию негоции. Таким образом, торговые соглашения обеспечивали Соломону доход в виде налогов и пошлин.

Деяния царя Соломона

Важнейшим экспортным грузом на кораблях Соломона была, вероятно, медь, которую столетиями добывали в старых копях в долине реки Иордан и на территориях к югу от Мертвого моря. Царь открыл новые копи, а также распорядился построить медеплавильные печи. Израиль того времени был еще и торговым посредником: государство импортировало колесницы из Египта и породистых лошадей из Киликии на юго-восточном побережье современной Турции и продавало их в Сирию. Благодаря внедрению плугов с железными наконечниками резко повысилась производительность сельского хозяйства, что привело к бурному росту населения. Вероятно, со времен Саула население Израиля возросло вдвое.

Среди всех строительных проектов Соломона, монопольно реализовывавшихся государством, важнейшим было возведение храма. Строительство этого прямоугольного сооружения, спроектированного неким тирским зодчим, началось на четвертом году царствования Соломона и завершилось через семь лет. Святая святых храма было небольшое квадратное помещение без окон, в котором хранился Ковчег Завета.

С усложнением богослужебного ритуала в храме, на который Соломон не жалел денег, достигли расцвета как музыка, так и псалмопение. Сбоку от храма располагались еще два сооружения: дворец, постройка которого продолжалась 13 лет, и здание, служившее одновременно сокровищницей и арсеналом и известное под названием «Дом ливанского леса», поскольку его крышу поддерживали массивные колонны из кедра. Государственные дела вершились в отдельном зале заседаний, где стоял большой царский трон из слоновой кости. В этот период окончательно сформировалась история и мифология Израиля, и во времена царствования Соломона так называемый «ях-вист», один из составителей первых шести книг Библии, создал великое повествование о завете Бога со своим народом.

Налоги и рабский труд

Границы двенадцати новых административных округов не всегда совпадали с рубежами прежних племенных территорий. Теперь политикой государства стала интеграция, особенно актуальная с тех пор, как новые округа включили в себя старые ханаанские города-государства. Соломон сам назначал правителей округов, и каждый округ обязан был платить налоги в государственную казну - в таком размере, чтобы обеспечивать содержание двора. При такой расточительности это было недешево, и Соломон вынужден был прибегнуть не только к налогам, но и к рабскому труду. Отряды рабов отправились в Ливан для заготовки древесины. Вероятно, их использовали также для работы на копях и в металлоплавильных мастерских. Хотя большинство рабов не являлись израильтянами, использование царем Израиля рабского труда было встречено враждебно.

Теперь колена Израилевы уже не играли серьезной политической роли и сохранились лишь как священные ордена. Их облагали налогами и воинской повинностью, которая могла быть заменена тяжелыми работами. Таким образом, на сельскую аграрную культуру значительно повлияла урбанистическая торговая культура, и в ходе этого процесса исчез древний эгалитаризм. Ассимиляция с жителями Ханаана, где столетиями существовал строгий иерархический порядок, также отразилась на Израиле времен царя Соломона. Израиль выработал новую теологию власти, основанную на культе царя: государственные торжества теперь праздновали в храме, а сам царь играл главную роль в осеннем празднестве, посвященном началу нового года.

Для ортодоксов новая царская идеология Израиля была профанацией иудаизма и даже язычеством. Это утверждение особенно справедливо по отношению к северу страны, который утратил веру в эту идеологию и в итоге при Ровоаме, престолонаследнике Соломона, отделился. Но если что-то и было потеряно, то еще больше было приобретено. Служители культа требовали признания того, что сам Яхве избрал Давида и его род на царство и что Иерусалим является главным священным городом евреев. Такая теология царства, а также ожидание прихода нового Давида, который возродит былую славу, будет вдохновлять и консолидировать евреев в последующие годы плена и изгнания.

 

Налоги и рабский труд


18.11.2017




ка-ваг
битва пересвета с челубеем описание
метатель бола
сабля меч отличия