Материалы


«Змей Горыныч» - Вертикально взлетающая амфибия ВВА-14

В начале 1960-х гг. выход на боевое патрулирование американских атомных субмарин типа George Washington, вооруженных баллистическими ракетами Polaris, серьезно нарушил стратегическое «равновесие страха», сложившееся между двумя сверхдержавами. Лодки, скрытые в океанских глубинах, в любой момент могли произвести ракетный залп, нанести колоссальные разрушения и уйти неуязвимыми. Борьба с атомными подводными ракетоносцами стала одной из приоритетных задач советского ВМФ. В этой связи резко возросли роль и значение противолодочной авиации. «Большое противолодочное направление» в развитии отечественного флота позволило воплотить в металле уникальный летательный аппарат - амфибию вертикального взлета и посадки ВВА-14.

Ее создатель Роберт Бартини был человеком крайне незаурядным. Сын итальянского аристократа, он стал убежденным коммунистом и в 1922 г. после фашистского переворота в Италии эмигрировал в СССР, ставший для него второй родиной. Спроектированные Бартини летательные аппараты (к сожалению, большинство из них осталось в чертежах или опытных образцах) отличала неординарность подхода к решению сложных технических проблем. Известна фраза А. С. Яковлева, сказанная на одном из совещаний: «У нас же есть Бартини - вот и поручим проблему ему! Уж если он ее не решит, значит, она принципиально нерешаема...»

Изучая проблему повышения мореходности гидросамолетов, Р. Бартини предложил пойти нетрадиционным путем, садясь и взлетая на водную поверхность вертикально. Это позволяло избежать ударов о гребни волн на разбеге и пробеге. Катамаранная схема гарантировала устойчивость на плаву даже при волнении до 4-5 баллов. Многое в новой машине: аэродинамическая компоновка, маршевая и подъемные силовые установки, системы управления на переходных режимах и в полете, взлетно-посадочные устройства с двумя надувными поплавками и другие элементы конструкции - было крайне необычно, но возможность взлетать и садиться на сушу и воду практически в любом месте, высокая мореходность и наличие на борту опускаемой гидроакустической станции перевесило все сомнения. Постройка опытного ВВА-14 велась на Таганрогском авиазаводе и завершилась летом 1972 г.

ВВА-14 имел очень необычный вид. Фюзеляж с кабиной пилотов переходил в центроплан, по бокам которого располагались два огромных отсека с поплавками и системой их наддува. К ним крепилось разнесенное горизонтальное и вертикальное оперение. Отъемные части крыла крепились к кессону центроплана. За оригинальность конструкции самолет получил кличку «Змей-горыныч». В целях конспирации на его борта нанесли символику «Аэрофлота» и гражданский регистрационный номер. Летные испытания первого этапа завершились к лету 1973 г. Их результаты подтвердили, что оригинальная аэродинамическая схема с крылом-центропланом вполне жизнеспособна. На самолет было установлено пневматическое взлетно-посадочное устройство, и летом 1974 г. начался морской этап испытаний. Обнаружилось, что при движении по воде со скоростью свыше 35 км/ч самолет начинает опускать нос, и возникает опасность разрушения мягких поплавков. Для вертикально взлетающей амфибии этой скорости было вполне достаточно, но... к этому времени уже было ясно, что подъемные двигатели РД36-35ПР в обозримом будущем до летного состояния доведены не будут. Бартини принял решение доработать ВВА-14 в экраноплан с поддувом воздуха от дополнительных двигателей под центроплан. Был создан экспериментальный эк-ранолет 14М1П, но его испытания начались уже без Бартини: в декабре 1974 г. конструктора не стало.


24.09.2017




древние сокровища царя соломона
каким богам поклонялись люди
своя часовня в замке
изобретение нашего времени самолет сочинение