Суперпушки для суперлинкоров - Самые крупные морские орудия

К исходу XIX столетия общепринятым стандартом для орудий главного калибра линкоров стали 12 дюймов (305 мм) - компромисс между весом, скорострельностью и бронепробиваемостью. Новый виток роста калибров начался в начале нового века: внедрение электрических механизмов позволило обеспечить высокий темп перезаряжания, значительно возросло водоизмещение линкоров и нести огромные стволы им стало гораздо легче, совершенствование приборов управления огнем привело к значительному увеличению дистанции боя. Среди боевых кораблей Первой мировой войны носителем самых крупных пушек должен был стать заложенный в 1915 г. британский «линейно-легкий» крейсер Furious: его предполагалось оснастить двумя 457-мм орудиями. Пушка весила 150 т и могла раз в 2 мин посылать 1507-кг снаряд на 27,4 км. Правда, в 1917 г., так и не вступив в строй, крейсер был переоборудован в авианосец. Носовая башня была заменена взлетной палубой длиной 49 м. Демонтированное орудие было установлено на мониторе General Wolf и использовалось для обстрела береговых сооружений немцев. Конечно, установка такого колосса на судно водоизмещением 6100 т привела к тому, что сектор обстрела был всего 10° на правый борт.

Японская военно-морская доктрина требовала, чтобы каждый боевой корабль превышал по силе соответствующий корабль вероятного противника, поэтому японцы решили строить линкоры с приставкой «сверх». Начатая в конце 1937 г. постройка кораблей «Ямато» и «Мусаси» потребовала сосредоточения всех усилий промышленности страны. Эти линкоры стали крупнейшими и сильнейшими в мире артиллерийскими кораблями. Их огромные 460-мм пушки весом 158 т имели длину 23,7 м и стреляли снарядами весом от 1330 до 1630 кг (в зависимости от типа). При угле возвышения в 45° эти изделия длиной 193 см улетали на 42 км, при скорострельности 1 выстрел в 1,5 мин. Бронирование линкоров, сделанное по схеме «всё или ничего», включало 410-мм броневой пояс и самую толстую в истории палубу - 230 мм, а лобовая плита башни имела толщину 650 мм - самая толстая броня, когда-либо ставившаяся на боевом корабле! Это были мощные боевые машины, чрезвычайно опасные в бою для любого линкора. Однако сосредоточение брони в пределах цитадели привело к тому, что около двух третей длины корабля оказались почти неприкрытыми. Военная судьба суперлинкоров сложилась так, что им ни разу не выпало померяться силами с себе подобными. «Мусаси» был потоплен американской авиацией в море Сибуян 22 октября 1944 г., став одной из первых жертв японского флота в сражении за Филиппины. 5 апреля 1945 г. такая же судьба постигла «Ямато», направлявшийся к Окинаве для отражения американского десанта.

Примерно в это же время очень удачную пушку для своих последних линкоров удалось создать американцам. Их 406-мм орудие выпускало 1055-килограммовый снаряд со скоростью 820 м/с. Дальность стрельбы теоретически могла достигать 50,5 км.

Аналогичные по мощности орудия были спроектированы для линкора «Советский Союз», заложенного в 1939 г. в Николаеве. Шестнадцатидюймовка этого 65000-тонного великана выбрасывала свои 1000-килограммовые снаряды на 45 км. Когда осенью 1941 г. немецкие войска приблизились к Ленинграду, одними из первых с дистанции 45,6 км его встретили снаряды орудия Научно-исследовательского морского полигона - прототипа пушек главного калибра так и не построенного линкора.

В заключение упомянем о заложенном, но даже не спущенном на воду немецком линкоре Н-44. Он должен был иметь 139 277 т водоизмещения, скорость в 30 узлов и нести восемь 508-мм орудий.






величественный шаг монарха
какие достижения человека прямоходящего
когда изобрели колесо каменное
труды аристотеля