Материалы


«Поповки» -Круглые корабли адмирала Попова

После поражения в Крымской войне по условиям Парижского договора Черное море объявлялось нейтральным и Россия лишалась права иметь на нем крупные боевые корабли. Формально это требование распространялось и на Турцию, но она сохраняла возможность иметь флот в Мраморном и Средиземном морях и в случае новой войны быстро провести его через Босфор. Для защиты Черноморского побережья, особенно Днепровско-Бугского лимана и Керченского пролива, было решено создать в дополнение к береговым укреплениям броненосные суда с сильной артиллерией. Однако к ним предъявляли прямо противоположные требования: они должны были иметь небольшие размеры и малую осадку, но их броня и артиллерия должны быть сильнее, чем на всех иностранных броненосцах. При обычных условиях эти требования можно было одновременно осуществить лишь на кораблях крупных размеров, но строить их России не разрешалось. Поэтому была принята совершенно необычная идея адмирала и кораблестроителя А.А.Попова - круглый корабль, у которого при том- же весе брони можно было покрыть ею большую часть борта. Тенденция к увеличению ширины корабля с соответствующим уменьшением его длины существовала в 1870-х гг. (ее сторонником был, в частности, известный английский кораблестроитель Э. Рид), но крайнее свое выражение она нашла в конструкции Попова.

К постройке были намечены десять круглых броненосцев, однако реально построили лишь два: «Новгород» и «Киев» (впоследствии переименованный в «Вице-адмирал Попов»). Это единственные корабли в истории, имевшие сразу 6 гребных винтов, каждый из которых приводился во вращение собственной машиной. «Новгород» был построен в Санкт-Петербурге, по частям перевезен сушей в Николаев и там собран (спущен на воду 21 мая 1873 г.). «Киев» был полностью построен в Николаеве двумя годами позже. Корабли отличались диаметром и калибром артиллерии («Киев» имел на 6 м больший диаметр и 12-дюймовые орудия вместо 11-дюймовых на «Новгороде»). Орудия были смонтированы в барбетной установке на снижающихся станках (то есть после выстрела при помощи гидравлических механизмов орудия опускались для перезаряжания вниз под защиту барбета).

Как и всякая крайность, круглые корабли не стали удачей российских корабелов. Этот тип судов не удержался на флоте по причине многих технических недостатков, обнаружившихся при испытаниях, и трудности управления. Особенно донимали моряков неустойчивость на курсе (то есть судно плохо держало движение в заданном направлении) и вращение корабля вокруг оси после производства выстрела. Хотя как плавучие форты они даже в шторм оказались весьма устойчивыми артиллерийскими платформами.

Еще одним судном, построенным по проекту Попова, стала императорская яхта «Ливадия». Предполагалось, что почти круглый в плане корпус позволит уменьшить качку. Яхта имела длину 71,6 м, ширину - 46,6 м, осадку - 2,1 ми демонстрировала на мерной миле скорость 15,7 узла. За характерный внешний вид портовые острословы прозвали ее «бычком верхом на камбале». На пути в Черное море «Ливадия» попала в Бискайском заливе на штормовую волну. Размахи качки не превосходили 4°, вода не заливала палубы, но при ходе против волны носовая часть получала сильные удары, создававшие сотрясение всего корпуса. Возникало ощущение, что яхта ударяется о скалу. Понижение скорости хода до 8 и даже до 2 узлов не уменьшало силы ударов, в результате которых носовая часть яхты получила вмятины. Комиссия признала необходимым конструктивное усиление корпуса, но переделки не были выполнены, яхта осталась без применения по прямому назначению и была переоборудована в транспорт «Опыт».


24.09.2017




рассказ о любом греческом герое
культура индейцы проклятия
тотемы маски
вертолет рассказ для детей