Ши-Хуанди, Первый Император Объединенного Китая Правил В 221-210 Гг. До Н. Э.
В последние годы этого великого китайского императора преследовали раздумья о смерти, чему во многом способствовали три попытки покушения на его жизнь. Почитание богов и размышления о загробной жизни всегда были свойственны Ши-хуанди, и он скрупулезно отправлял все положенные ритуалы в традиционных священных местах.
Система власти в Китае уподоблялась небесной иерархии, и детальная регламентация жизненного распорядка китайцев была отражением пантеона местных богов, каждый из которых занимал определенное место. Имперская риторика настаивала на том, что династия будет править «десять тысяч поколений», но под громкими словами скрывался страх правителя перед заговорами. Поэтому император прибегал к магии и алхимии, надеясь, что потусторонние силы могут взять его под защиту и, может быть, даруют ему бессмертие. По всей империи Ши-хуанди рассылал гонцов, задачей которых были поиски магов и чернокнижников, способных изготовить эликсир жизни. Некоторые из них даже удостоились приглашения во дворец. Во время своих многочисленных инспекционных поездок по стране император лично встречался и беседовал со многими магами.
Терракотовая армия
Во время одной из таких поездок император неожиданно скончался. Его гробницу высотой 43 метра в провинции Шаньси охраняла армия из семи тысяч терракотовых воинов, вылепленных в натуральную величину. Каждый солдат обладал индивидуальными чертами лица, и воинов сопровождала терракотовая конница. Все это безмолвное войско в боевом порядке, свойственном китайской армии того времени, было обращено на восток, точно так же, как некогда реальная армия Ши-хуанди, отправлявшаяся в поход против врагов императора.
Погребальный комплекс, в котором находился императорский мавзолей, занимал площадь свыше двух квадратных километров и был окружен двойной стеной с воротами и башнями. Современники с благоговейным трепетом сообщали, что купол мавзолея представлял собой карту звездного неба, а пол воспроизводил земной рельеф Китая, среди которого текли главные реки страны, сделанные из жидкой ртути, приводившейся в движение с помощью специальных механизмов. В подземном помещении, где находились терракотовые солдаты, было около четырехсот макетов колесниц, сделанных из дерева и бронзы, а также копья и мечи, шелка, одежды и драгоценные украшения из нефрита и кости. В трех остальных подземных помещениях было около тысячи четырехсот керамических скульптур, изображавших пехотинцев, колесницы и всадников.
Императорские дворцы
Имперские строительные проекты неизменно имели политическое значение. На полосе длиной 7 км по берегу реки Вэй были сооружены точные копии павильонов и дворцов, в которых некогда обитали соперники императора, а теперь жили знатные семьи из покоренных царств. Собственный грандиозный дворец императора Афан, в котором один только главный зал на верхнем этаже вмещал 10 тыс. гостей, стал монументальным олицетворением верховной власти. Однако наиболее ярким примером воплощения державной мощи «первого полновластного императора Цинь», или Цинь Ши-хуанди (этот титул он взял себе в 221 г. до н. э.), можно считать десятки тысяч рабочих, пригнанных для сооружения колоссального Города мертвых в Шаньси.
Воюющие царства
Первые китайские монархи, о которых сохранились достоверные исторические сведения, принадлежали к династии Шан (1766-1122 гг. до н. э.), происходившей с севера Китая. Письменные документы династии Шан - самые древние в китайской истории, и культ царственных предков, характеризующий преемственность китайской цивилизации, получил развитие именно во времена династии Шан. С середины XI в. до н. э. династия Чжоу, правившая в западной провинции Шаньси, постепенно захватывала контроль над остальными территориями Китая. Свою столицу Чжоу построила на востоке, чтобы поддерживать власть над феодальными вассальными царствами. Заведенный порядок стал рушиться в период Весны и Осени (770-476 гг. до н. э.), и стычки между отдельными царствами переросли в войны. Начался период Воюющих Царств (475-221 гг. до н. э.).
Централизация власти в китайских государствах привела к тому, что их правители разорвали вассальные отношения с Чжоу и отказались от феодальных отношений на своих землях. Такая организация государственных ресурсов несла в себе и семена анархии, охватившей большие районы Китая. Возникновение к VI в. до н. э. класса образованных чиновников, выходцев из благородных семей, способствовало социальной мобильности, поскольку правители конкурировали между собой за привлечение на службу наиболее талантливых представителей этого нового класса правящей элиты. Таким путем царская власть в Китае обеспечивала себе поддержку интеллигенции, опираясь на доктрины, связанные с именем философа Конфуция (551-479 гг. до н. э.).
Конфуцианство изменило феодальные представления о том, что долг, власть и статус должны определяться социальным происхождением. Согласно Конфуцию основой хорошо организованного общества являются семейные отношения, подобные отношениям между отцами и детьми. Наиболее важными критериями для кандидата на высокий государственный пост являются умственные способности и добродетельность.
Циньские правители становятся императорами Китая
В государстве Цинь, находившемся на гористом западе, выработалось свое особое представление о справедливой власти. Советник Шан Ян (361-338 гг. до н. э.) уговорил царя установить правило, согласно которому высокое положение могло занимать лишь лицо, находящееся на государственной службе. Страна была разделена на уезды, являвшиеся составными частями префектур, за которыми надзирал непосредственно императорский двор.
Начиная с 325 г. до н. э. императоры Цинь заявляли, что они верховные правители всего Китая, и сильно ослабевший двор Чжоу был не в силах оспаривать этот прямой вызов. Вследствие своего географического положения царство Цинь сосредоточилось на покорении и поглощении окружающих его некитайских племен и государств, поэтому противники считали Цинь до некоторой степени «варварской» страной. Однако с помощью подкупа, шпионажа, дипломатии и военных действий Цинь удалось избавиться от своих соперников. Восточное царство Ци в III в. было постепенно поглощено, а северное царство Чжао было побеждено в 260 г. до н. э. в большом сражении, потери Чжао в котором составили около 50 тыс. воинов. Еще 400 тыс. солдат сдались, и большая часть из них была зверски убита. Завоевание южного царства Чу в 223 г. до н. э. послужило началом объединения Китая, последовавшего двумя годами позже.
Первые свершения династии Цинь
Расширение границ династии Цинь сопровождалось введением тщательно разработанной системы централизованного управления. Законодательство, письменность, система мер и весов были унифицированы. Сеть имперских дорог значительно облегчила передвижение войск, а на северных границах появилась Великая Китайская стена, сдерживавшая воинственных сюнну. Эти степные кочевники, нападавшие на северокитайские царства с V века до н. э., теперь образовали большой племенной союз, господствовавший над большей частью Центральной Азии. Ши-хуанди укрепил и соединил между собой уже существовавшие отрезки, построив многокилометровую стену со сторожевыми башнями и поставив там гарнизоны. Стена протянулась с востока на запад на 6350 км. Она окаймляла северные пределы процесса китаизации, в ходе которого некитайские «варвары», особенно южные и западные народы периода Весны и Осени, были ассимилированы новыми централизованными государствами. Таким образом, локальные культуры были сплавлены в общекитайскую цивилизацию еще до господства Цинь.
По достижении совершеннолетия в 238 г. до н. э. урожденный Чжао Чжэн стал государем царства Цинь. На множестве высеченных в камне надписей, оставленных им по всему Китаю, восхвалялись свершения императора и особо подчеркивалось, что он установил мир и благоденствие и упразднил коррупцию, процветавшую во времена его предшественников. Однако его успехи стоили жизни сотням тысяч китайцев, умерших во время непосильных строительных работ и принудительной переброски миллионов рабочих к строительным площадкам. За жестокостью и радикальностью императора стояла политическая доктрина, ставшая идеологическим фундаментом Цинь. Так называемый легализм был философской школой, возникшей в Китае в период Воюющих Царств и отличавшейся чрезвычайной авторитарностью и глубоко пессимистичным отношением к человеческой природе: человек эгоистичен, близорук и не способен осознавать свои истинные потребности. Гармония в обществе может быть достигнута только безоговорочным подчинением подданных абсолютному авторитету государственной власти. Верховного правителя следует почитать независимо от его моральных достоинств - или их отсутствия.
Сожжение книг и отказ от конфуцианства
Легализм как философское учение стал в Цинь чрезвычайно влиятельным, а известный философ-легалист Хань Фэй (ок. 280-233 гг. до н. э.) пользовался у Ши-хуанди огромной любовью. Ли Сы (280? - 208 гг. до н. э.), первый министр императора, использовал легалистские воззрения для оправдания жесткой политики правительства и был инициатором «сожжения книг» в 213 г. до н. э., когда правительство приказало уничтожить большую часть классических конфуцианских книг. Позволено было оставить лишь книги по сельскому хозяйству, медицине и гаданию, поскольку они были сочтены общественно полезными. По той же причине не тронули исторические хроники Цинь.
Занятия литературой были запрещены, а сотни ученых конфуцианцев, порицавших такую политику, казнены. Они безжалостно критиковали методы управления в государстве Цинь и презирали императора за его увлечение магией. В трактатах Хань Фэя постоянные ссылки конфуцианцев на правителей прошлого решительно отвергались, а взамен подчеркивалась необходимость изменять политические институции в зависимости от обстоятельств, особенно экономических. Начиная с середины IV в. до н. э. политика экономического развития Цинь последовательно подрывала институт семьи, основу конфуцианских добродетелей, облагая двойным налогом всех взрослых мужчин, которые сами не были главами семей.
Традиционное конфуцианство снова воцарилось в умах просвещенных китайцев во времена долгого правления династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.). Этим и объясняется посмертное Ши-хуанди как жестокого тирана. После его смерти династия Цинь погрузилась в пучину заговоров, предательств, мятежей и гражданской войны. Однако именно институциональное наследие и доктрины Ши-хуанди были тем фундаментом, на котором династия Хань восстановила и упрочила императорскую власть в Китае. Первый император Цинь сформировал ту централизованную административно-бюрократическую систему правления, которая долгие века будет господствовать в Китае.
где утонул ермак |
расцвет колониальной империи в европе |
пересвет и челубей |
хто винайшов збільшувальну лінзу |