Материалы


И по небу, и по земле - Летающие танки

Конструкторы многих стран пробовали решить задачу переброски бронетанковой техники по воздуху. В 1932 г. известный конструктор бронетехники Кристи разработал проект «летающего танка». На 5-тонную колесо-гусеничную машину своей конструкции он задумал установить бипланную коробку, к которой на двух трубчатых балках крепилось крестообразное хвостовое оперение. Экипаж состоял из двух человек, причем один совмещал обязанности пилота и водителя. Кристи оборудовал все колеса независимой подвеской с большим ходом в вертикальном направлении', что позволяло машине садиться на неподготовленные площадки. По мнению изобретателя, сотня его танков, внезапно налетев (в прямом смысле этого слова) на противника, могла разгромить крупное соединение. Однако создать надежную трансмиссию, обеспечивавшую переключение привода с гусениц на винт и обратно, не удалось, и в воздух танк так и не поднялся.

Вслед за Кристи идею «летающего танка» выдвинул и советский авиаконструктор А. Рафаэлянц. Толкающий винт с приводом монтировался непосредственно на кормовой части танка БТ-5, что делало ненужным применение специальной трансмиссии. Грузовой планер монопланной схемы имел собственное шасси, что позволяло использовать его не только для транспортировки танков, но и других грузов.

В 1941-1942 гг. коллектив конструкторов под руководством О.К.Антонова создал планер «Крылья танка» (КТ), предназначенный для доставки в тыл противника легкого танка Т-60. Внешне похожая на проект Кристи, эта конструкция была явно удачнее. Планер представлял собой биплан с установленным на двух балках двухкилевым вертикальным оперением, между килями располагался стабилизатор бипланного типа. Планер крепился на танке специальными зажимами. Взлет и посадка осуществлялась на танковое шасси. К обычному танковому оборудованию были добавлены пилотская ручка управления и педали для управления рулями поворота. На приборной доске разместили компас, спидометр и альтиметр. В отличие от американского проекта, где танк носил на себе неотделяемые крылья, Т-60 после посадки мгновенно освобождался от планера (экипажу даже не требовалось покидать машину) и действовал без лишней нагрузки, стеснявшей его маневры.

Опытный экземпляр, построенный в 1942 г., испытывал известный планерист С.Анохин. Буксировщиком служил бомбардировщик ТБ-3 с усиленными моторами. Перед полетом танк максимально облегчили, для обзора пилоту поставили специальный перископ. После нескольких пробежек и подлетов 2 сентября 1942 г. состоялся полноценный полет. Взлет необычного аэропоезда прошел нормально, но вскоре моторы ТБ-3 стали перегреваться. Поэтому после набора высоты Анохин, по сигналу пилота буксировщика, отцепился и пошел на посадку на ближайший аэродром, где благополучно приземлился. Был сделан вывод, что мощности двигателей ТБ-3 не хватает. Отчасти это объяснялось тем, что не был изготовлен предусмотренный проектом обтекатель для танка. Тем не менее, проект на этом свернули.

В 1945 г. японцы построили планер Ки-6 для доставки по воздуху специально спроектированного небольшого танка. Полетная масса всего комплекта составляла 3,5 т, но в воздух он так и не поднялся.

Еще одна схема, с помощью которой пытались поставить танки «на крыло»,-это автожиры. В1933 г. известный конструктор вертолетов Николай Камов представил свой проект танка-автожира со складными лопастями, который был способен садиться на малые площадки практически без пробега. Был изготовлен деревянный макет для продувок в аэродинамической трубе ЦАГИ, но танк так и остался проектом.


22.11.2017




при отказе горелки аэростат
хопеши фараона
кто изобрёл воздушный шар
история открытия телескопа википедия