Арсуф, 1191
Король Англии Ричард I серьезно отличался от других военачальников Средневековья тем, что он требовал от своих воинов поддержания дисциплины и имел силы, чтобы добиться исполнения своих требований. Это позволило ему выиграть сражение при Арсуфе.
Армия Ричарда, входившая в войско крестоносцев в период Третьего крестового похода, состояла из примерно 1200 рыцарей и конных дружинников, которых сопровождала десятитысячная пехота. Пехотинцы представляли собой по преимуществу арбалетчиков и копейщиков, имевших щиты и стеганые доспехи.
Армии крестоносцев уже потерпели несколько поражений. Их мусульманские противники имели более легкое вооружение и потому обладали большей маневренностью. Они предпочитали обстреливать крестоносцев из луков, провоцируя рыцарей к атаке. При этом мусульмане обращались вынуждая рыцарей отрываться от собственной пехоты, после чего окружали их и отрезали от основных сил армии.
Отягощенные защитным вооружением боевые копи крестоносцев могли двигаться быстрым аллюром лишь короткое время, что лишало рыцарей возможности применить наиболее эффективный тактический прием: нанести противнику массированный копейный удар. Рыцарская конница оставалась грозным противником, но она могла быть уничтожена противником, который численно значительно превосходил ее.
Если рыцари могли нанести удар и затем отойти под прикрытие поддерживающей их пехоты, они получали возможность дать коням передышку и атаковать снова. Ричард понимал, что для него жизненно важно держать рыцарей под контролем до той минуты, пока перед ними не появится достаточно крупная цель, которой они смогли бы достичь в ходе атаки. Он намеревался использовать своих рыцарей в качестве меча для нанесения серии ударов, а не скалы, которую можно обрушить на противника лишь раз. Кроме того, Ричард считал, что пехота должна обеспечить прикрытие для конницы.
Когда армия Ричарда совершала переход по побережью Средиземного моря от Акры к Яффе, она подверглась нападению вдвое превосходящего по численности противника. Силами мусульман командовал Саладин, по праву считавшийся выдающимся военачальником. Саладин приказал своим конным лучникам обстреливать крестоносцев, надеясь спровоцировать их на нанесение удара, после которого сражение разворачивалось бы по обычному для мусульман сценарию.
Ричард, однако, намеревался не допустить такого хода событий. Он выстроил своих рыцарей за линиями пехоты, прикрыв один из флангов войска морем, и приказал армии продолжить движение в направлении города Арсуф.
Конные лучники мусульман обстреливали колонну, медленно, но упорно продвигавшуюся вперед. Из стеганых доспехов многих пехотинцев, продолжавших держать строй, торчали впившиеся в них стрелы. Рыцари кипели желанием вырваться за заслон мешавшей им сцепиться с врагом пехоты, но пока подчинялись приказу. Пехотинцы же действовали согласованно: копейщики удерживали неприятельскую конницу на расстоянии, а арбалетчики заряжали свое оружие и вели стрельбу.
Сражение при Арсуфе
В битве при Арсуфе английский король Ричард I смог убедить свое войско (красные) действовать согласованно: при выполнении марша лучники и арбалетчики прикрывали рыцарскую конницу. Это дало возможность армии, несмотря на постоянные атаки войска Саладина (синие), достичь города Арсуф и затем провести атаку рыцарской кавалерии, добившейся большого успеха.
Король Ричард 1 Львиное Сердце (1117-1199) был выдающимся военачальником, обладавшим к тому же достаточно идеальным характером, позволявшим держать под контролем рыцарские отряды.
Крестоносцы продолжают держать строй, несмотря на действия его конных лучников, решил поторопить события. На каждую точку, где строй армии крестоносцев казался нарушенным, обрушивались кавалерийские атаки. Марш превратился в серию стычек, но кризиса пока удавалось избежать.
Наконец, когда армия крестоносцев уже приблизилась к Арсуфу, напряжение боя дошло до апогея. Несколько сопи рыцарей вырвались из коробки - пехоты, блокировавшей их и не позволявшей броситься на воинов Саладина, на протяжении нескольких дней провоцировавших атаку. Однако в этот момент мусульманские воины нападения как раз не ожидали и организовать эффективной контратаки не смогли.
Теперь Ричард столкнулся с действительно кризисной ситуацией. Поддержка атаки рыцарей могла привести к потере всей кавалерии. Однако если этого не сделать, атакующие могли оказаться отрезанными. Арсуф был близок; оставалась надежда, что кавалерийский удар мог прикрыть отход к городу всей оставшейся армии. Ричард предпочел рискнуть - возможно, что он уже и не смог бы сдержать порыва оставшихся рыцарей броситься на подмогу своим товарищам.
За первой кавалерийской атакой последовала вторая, а как только авангард войска достиг стен города, Ричард сам повел в наступление еще остававшуюся при нем конницу. Мусульмане, подвергшиеся трем сильным и неожиданным ударам, расстроили ряды и бросились в бегство. Переход к Арсуфу был триумфом дисциплины и сочетанных действий разных родов войск. Он показал, что мудрый и сильный военачальник может подчинить себе даже недисциплинированные отряды средневекового войска.