Первые Китайские Династии

 

Ранние династии управляли высокоразвитым миром, в котором формировалась отточенная система письменности и росло влияние конфуцианства.

 

Династия Шан

К тому моменту, как были сделаны записи о первых правителях Шан, Китай был населен уже несколько тысячелетий. Еще в эпоху неолита в степной местности у берегов Желтой реки (Хуанхэ) жили различные группы под властью правителей Шан. Примерно в 1523 г. до н.э. шанские правители учредили могущественный режим, влияние которого распространялось на весь север Китая. Хотя, судя по всему, основывали они преимущественно деревенские общины, Шан построили в Китае первые города. Так, например, возникли обе столицы Чженчжоу и Аньян. Столица постоянно менялась; если менялись отношения власти, столицей провозглашался другой город-государство. Царь был верховным священнослужителем и верховным военачальником, при этом отвечал за экономические дела. Войны не были редкостью во времена династии Шан; города внутри государства вынуждены были воевать между собой, но, как правило, агрессия была направлена на враждебные народы с севера.

Государство Шан отличалось более высоким уровнем развития цивилизации, чем некитайские племена на севере. Здесь были разработаны мудреные техники бронзового литья, позволявшие изготавливать высокохудожественные предметы из бронзы. Для производства инструментов, украшений и одежды мастера художественных ремесел использовали такие материалы, как нефрит, глина и шелк; очевидно, велась торговля с другими китайскими регионами. Китайцы молились богу по имени Шан-ди, владыке Солнца и Луны, ветра и дождя и прочих сил природы. Шан-ди отвечал также и за человеческие заботы. Жители государства Шан верили в жизнь после смерти, поэтому поклонение духам предков составляло часть религиозного ритуала. Религия Шан предполагала также человеческие жертвоприношения, как правило, для этого использовались рабы и пленные. Изобретение китайских иероглифов имело место в эпоху Шан: задавая вопросы оракулу, их выцарапывали на костях.

 


Династия Чжоу

В 1028 г. до н.э. династия Шан была свергнута народом Чжоу, пришедшим из местности у берегов реки Вэй на северо-западе Китая. Прежде Чжоу были вассалами правителей Шан, которые, однако, становились все могущественнее, поскольку заключали союзы с другими мятежными государствами. Чжоу верили в «небесный мандат», согласно которому каждое семейство, считавшееся высокоморальным, могло взять бразды правления в свои руки. Поскольку Шан подчинились Чжоу, первые свой небесный мандат утратили. Чжоу расширяли свои владения вокруг территорий Шан, которые теперь простирались на юг, до реки Янцзы. Хотя большую часть ритуалов, а также аппарат правления Чжоу переняли у Шан, именно они сформировали первое феодальное общество. Территория правления Чжоу была поделена на округи, причем царские угодья принадлежали царю, а другие поместья - знати, или же отдавались под контроль могущественным семействам Чжоу - в знак признания их преданности. Семейство шанских правителей было изгнано в один из восточных округов.

Правители Чжоу властвовали до 770 г. до н.э.; потом на них напали северные народы и прогнали на восток. Столица переместилась в Лоян, и центральный правительский дом постепенно утратил власть, отдав ее в руки феодалов. В период с 475 по 221 гг. до н.э. за верховную власть боролся ряд могущественных военачальников. Начался период раздробленности и беспорядков, также называемый эпохой «Враждующих царств». Несмотря на политический упадок, культура Чжоу продолжала существовать. Данный период сегодня называют ранней древностью китайской истории. Самые известные философские школы, такие как конфуцианство, даосизм и легизм возникли именно в этот период. Династия Чжоу, просуществовавшая 900 лет, пала в 221 г,1 до н.э., победителем вышло город-государство ди-1 настии Цинь, которая стала первой династией, объединившей китайское государство.


Конфуций и его философия

Конфуций, родившийся предположительно в 551 г. до н.э., был политическим философом и государственным деятелем, выступавшим за реформы в смутную эпоху «Враждующих царств». Утверждается, что в 501 г. до н.э. он был назначен министром строительства и правопорядка государства Лу (современная провинция Шаньдун), впоследствии - канцлером. Его учение указывало возможности высокоморального государственного управления, и, поскольку мыслитель подчеркивал важность общественных реформ, для народа он стал кумиром. Для власть имущих Конфуций вскоре стал бельмом в глазу. Он был вынужден покинуть родину: отныне он в сопровождении свиты странствовал по Китаю. Конфуцианское учение подчеркивало важность послушания в семье и взаимного уважения, что в результате дало развитие прогрессивным гуманистическим представлениям. Эти воззрения противоречили даосской философии, призывавшей возвратиться к простым социальным правилам и отрицавшей мир материальных ценностей. Хотя в Китае эпохи Чжоу большей популярностью поначалу пользовались легисты с их послушанием в отношении государственных правителей, во II веке до н.э. конфуцианство стало ведущим учением.


Ранняя китайская письменность

Надписи на гадальных костях оракула относятся к древнейшим находкам, засвидетельствовшим китайскую письменность. При этом использовались и кости животных, и отполированные панцири черепах. Жрецы писали вопросы на костях, которые потом бросали в огонь. Появившиеся в результате трещины и царапины потом толковались жрецами. После чего на кости процарапывали дату и ответ на изначальный вопрос. Надпись состояла из пиктограмм. Следующей ступенью в развитии китайской письменности были надписи на бронзе, которые наносились либо путем гравировки, либо отливались в бронзовые сосуды. Сосуды, как правило, служили для ритуальных целей и использовались как в поздний период Шан, так и при династии Чжоу. Начиная с V столетия до н.э. китайцы стали писать значки кистью и тушью на древесине, бамбуке и шелке. Значки все еще представляли собой пиктограммы, но с течением времени изменилось их значение: из-за смены письменных принадлежностей и материалов сменилась и сфера употребления письма- в поздний период Чжоу письмо служило для записей духовного, философского и литературного характера.

ПЕРВЫЕ КИТАЙСКИЕ ДИНАСТИИ

Так называемый «гун» - винный сосуд, найденный среди погребальных даров в могиле знатной женщины.






буквенное обозначение нот история возникновения
топфхельм и замка мальден
замки сирии
де вобан