Психоаналитические, Психологические Модели Агрессивного Поведения

Учитывая психоаналитические, психологические (в том числе примененные нами социально-психологические модели агрессивного поведения в группах) и обобщая клинические наблюдения, можно констатировать, что агрессивное криминальное поведение у детей и подростков имеет многофакторную природу и не может рассматриваться только как психологически или клинически объяснимое «однородное образование» - феномен. Не всегда криминальная агрессия в детско-подростковом возрасте служит выражением или эквивалентом возрастной нормы. Чаще всего клинически и патопсихологически структура криминальной агрессии может быть детерминирована личностной патологией, либо психопатологической почвой (ведущий синдром), либо искаженным формированием с нарушениями гармоничного психофизического развития, либо коморбидностью и сочетанием всех этих признаков. Соответственно проявления агрессии могут быть обусловлены как возрастной психической незрелостью, так и патологической почвой, личностно-ано-малъным типом реагирования, манифестацией заболевания, воздействием интоксикации, либо самой ситуации. Последняя может быть психотравмирующей, виктимно-спровоцированной, подражательно-побудительной, осознанно криминальной, а также практически нивелированной, «беспричинной» для возникновения агрессии.

Наряду с этим бесспорно и неопровержимо положение о том, что высокая роль в формировании, актуализации и реализации агрессии принадлежит психологическим механизмам «социального научения». При этом имеются в виду «научение» агрессии как внутри неблагополучной семьи, так и внутри референтной подростковой асоциальной группы. Как результат, - субъект с незрелой, несформировавшейся полностью психикой копирует форму и содержание чьего-либо агрессивного поведения и в дальнейшем эти его копируемые действия закрепляются, нередко стереотипизи-руются, что и составляет в последующем онтогенезе собственно агрессивные реакции либо агрессивное поведение, вплоть до его криминальных форм. Однако роль и значение клинических форм психического дизонтогенеза в появлении агрессии и криминального агрессивного поведения в детском и подростковом возрасте нам предстоит рассмотреть и обосновать в следующем разделе.

ПСИХИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ И АГРЕССИЯ В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ





система рычагов
де вобан
когда изобрели аэроплан
каким богам поклонялись люди