Материалы


Лабрис и секира

Лабрис - важнейший символ религии догреческой крито-минойской цивилизации (2600-1450 гг. до н. э.). Здесь двусторонние топоры с тонкими и искривленными лезвиями считались принадлежностью Великой Богини-матери. Этот огромный устрашающий топор всегда отождествлялся именно с женщинами: богинями, их жрицами, а также с мифическим племенем воинственных амазонок. Например, критские жрицы использовали этот топор для жертвоприношения быков, после чего как виновные в гибели этих священных животных отправлялись в добровольное изгнание. Лабрис также объявляли виновным и выбрасывали в море.

При раскопках критских дворцов обнаружили гигантские топоры, больше человеческого роста. Интересно, что название самого загадочного дворца критских царей в Кноссе - Лабиринт - можно толковать как «Дом двойного топора».

Кроме традиционного ареала распространения лабриса его изображения найдены на кладбищах эпохи нового каменного века во Франции и на камнях Стоунхенджа. В Древней Греции лабрис вместе со щитом и орлом считался принадлежностью верховного бога-громовержца Зевса.

Секира, от которой произошел поллэкс, по своим характеристикам практически полностью похожа на лабрис. Однако она несколько меньше в размерах. По мнению Плутарха, слово «лабрис» на лидийском наречии и означает «секира». Секира и лабрис применялись неодинаково: первая - для убийства, второй - для проведения ритуалов.

Секира могла быть односторонней, что несвойственно для лабриса. Основное ее отличие от топора - баланс, что помогало вести более маневренный бой. Тонкое, широкое, четко выраженное лунообразное лезвие позволяло выполнять роковые рубяще-режущие удары с «оттяжкой» (то есть проводить лезвие, скользящим движением оттягивая его одновременно на себя и в сторону удара). Такие тяжелые удары не выдерживал ни один доспех. Большой вес - преимущество и главный недостаток секиры. Немногие воины могли обращаться со столь тяжелым оружием. Кто все же вооружался им, наносил лишь редкие медленные удары. Кроме того, воин с секирой уже не мог применять щит. Поэтому ее использовали тяжело защищенные рыцари, которые, учитывая прочность их лат, не нуждались в дополнительной защите в виде щита.

Неудивительно, что секира стала оружием прославленных берсерков - воинов, посвятивших себя богу Одину. Они приводили себя в ярость и шли в бой без доспехов, считая, что Один защитит их. Эта элитная каста воинов просуществовала недолго. После принятия в Скандинавии христианства запретили языческие обычаи, в том числе и поклонение богу Одину. После принятия в 1123 г. в Исландии закона, объявлявшего: «Замеченный в бешенстве берсерк будет заключен тремя годами ссылки», берсерки и вовсе остались только в сагах и легендах.

С начала X в. секира появилась и на Руси. Наибольшее распространение, как и в остальной Европе, она получила в северных районах. В ХИ-ХШ вв., связанных с развитием тяжелых доспехов, ее использование на Руси приходит в упадок (в других странах наоборот).

 

Кинематограф настойчиво навязывает нам образ воина, который уверенно орудуюет секирой, ухватившись за кончик древка обеими руками. В действительности при весе оружия в среднем 4-10 кг брать его нужно было так, чтобы расстояние между руками составляло до 1,5 м


24.10.2018




первый мире двс
шато-де пьерфон
кинжал кондуктора лесного ведомства россия
французский штык нож гра