Канси, Второй Император Китая Из Династии Цинн Правил В 1662-1722 Гг.

Спрятавшись за императорским троном, группа молодых воинов ожидала появления ничего не подозревающего придворного. На троне восседал пятнадцатилетний китайский император, урожденный Сюань, взявший при восхождении на трон имя Канси («небесное согласие»). Его отец, император Шуньчжи, умер от оспы, но Сюань Е удалось справиться с болезнью. Поэтому из шестерых императорских сыновей именно он стал наследником престола.

Уже подростком он демонстрировал недюжинную физическую силу и был искусным лучником. Со времени его восхождения на трон страной от имени Канси руководили четыре регента, составлявшие княжеский совет, который фактически являлся правительством Китая. Совет был важным нововведением, заменившим правительство Тринадцати департаментов, в которых господствовала клика евнухов, сохранившаяся со времен предыдущей династии Мин. Для маньчжуров, правящих теперь Китаем, евнухи были всего лишь бесполезными интриганами. Однако к 1669 г. Обой, главный из четырех регентов, стал представлять явную угрозу для трона. Теперь он был схвачен верными воинами и именем императора заключен в темницу.

Канси объединяет Китай

Такой же категоричностью были отмечены действия Канси в 1673 г., когда он решил подчинить себе У Саньгуя, правителя южного царства Юньнань, которое фактически стало независимым и взбунтовалось. В свое время У Сань-гуй поднял мятеж против династии Мин и сыграл важную роль в приходе к власти маньчжуров. К бунту присоединились другие приверженцы династии Мин, под контролем которых были большие регионы на юге и юго-западе Китая, а потом и монголы племени Чахар, властвовавшего во Внутренней Монголии до завоевания их маньчжурами в 1635 г. Канси сохранил хладнокровие после первых поражений на юге, и к 1681 г. его армия вошла в столицу провинции Юньнань Куньмин. Династия Цин была спасена.

 

Канси объединяет Китай

 

Через два года Китай вернул себе Тайвань, свергнув правившую на острове династию Чэн, на чем процесс объединения государства был завершен. Используя в качестве базы свои родовые земли в провинции Фуцзянь на юго-восточном побережье Китая, семейство Чэн на протяжении нескольких поколений обладало монополией на торговлю на всех южнокитайских морях. Они отказались признать власть маньчжуров и в 1662 г. изгнали с Тайваня голландцев, взяв остров под свой контроль. Однако в 1683 г. из-за внутренних распрей семейство Чэн утратило былое влияние, войска Канси захватили остров и присоединили его к провинции Фуцзянь. Теперь перед царством Канси открылись блестящие перспективы.

Происхождение маньчжуров

Народ, к XVI в. называвший себя маньчжурами, с доисторических времен населял Маньчжурию, регион, расположенный к северо-востоку от Великой Китайской стены. В ранних китайских источниках эти тунгусские племена именовались «восточными варварами». К XII в. они стали доминировать в этом регионе. Общность культуры, подкрепленная единым маньчжурским языком, письменность которого была основана на монгольском алфавите, позволила им восстановить свою власть над регионом после монгольского нашествия в XIII в.

Маньчжурские завоевания

Маньчжурская династия Цин, основанная в 1636 г., для середины XVII в. была новой. Китайские офицеры из гарнизонов, расквартированных по границе, установили с маньчжурами связи. Возможно, этим и объясняется быстрый отклик маньчжуров на просьбу о военной помощи, с которой в 1644 г. к ним обратилась династия Мин. После нескольких неурожайных лет общественный порядок в Китае пошатнулся, и предводитель мятежников Ли Цзычэн занял Пекин. Объединенные силы китайцев, монголов и маньчжуров, организованные по типично маньчжурской знаменной системе («знамя» являлось одновременно военным соединением и административной единицей и включало в себя около 7,5 тыс. воинов вместе с их семьями), двинулись на юг.

Эта армия захватила Пекин и установила господство маньчжуров в Китае. Половина высших чиновников была маньчжурского происхождения, и вначале маньчжуры пытались этнически обособиться от китайцев. Китайцев мужского пола обязали собирать волосы сзади в косичку на маньчжурский манер, что считалось знаком лояльности. Однако единственным способом усмирить страну оказалось следование минским методам правления. Сдавшимся китайским полководцам даровали знатные титулы. Армию реорганизовали, переименовали в Армию зеленого знамени и расквартировали в гарнизонах по всей стране. Пекин неусыпно охраняли маньчжурские знаменные войска.

Распространив свою власть на всю страну, император решил выступить против российских сил в Сибири. Регион Хэйлунцзян превратился в зону конфликтов в XVII в., когда там появились банды казаков, требовавших от живших по берегам Амура племен выплачивать им дань мехами. В 1685 г. цинские войска взяли форт Албазин, построенный русскими тридцатью пятью годами раньше на северном берегу Амура. Русские отбили форт, после чего последовала его длительная осада китайцами. Переговоры между Канси и Петром Великим привели к заключению мирного договора 1689 года, который установил новую русско-китайскую границу. Маньчжурия была передана русским, что стало тяжелым ударом для династии, учитывая ее происхождение.

Свою наиболее дерзкую военную кампанию император развязал в 1696 г., выступив против джунгарцев, западного племени монгольских кочевников, которое стало господствовать во Внутренней Монголии и оттеснило народность хал-ха, составляющую большинство монгольского населения, к югу, где они обратились за помощью к императору. Решающее сражение состоялось вблизи Улан-Батора. Победивший император вернул халха их земли во Внутренней Монголии, которая теперь стала частью империи. Другое нашествие джунгарцев в 1717 г. привело к вторжению в Тибет и оккупации столицы Тибета Лхасы. В ответ Канси тоже вторгся в Тибет, к 1720 г. вытеснил оттуда джунгарцев и присоединил Тибет к своей империи.

Канси и китайское правление

Канси был неутомимым администратором, реорганизовавшим всю систему китайского правления. Он был инициатором одного из величайших гидротехнических проектов в истории - строительства дамбы и углубления русла реки Хуанхэ, что прекратило регулярные наводнения на северокитайской равнине. Был восстановлен большой канал, соединявший Хуанхэ с нижним течением реки Янцзы. Это позволило транспортировать рис с плодородного юга в хранилища на севере страны. Вслед за укреплением власти в 1680-х гг. последовало значительное снижение налогов, а опустошенным войной областям было позволено вообще не платить налогов. Страна стала процветать.

В 1711 г. император заявил, что в будущем налогообложение будет производиться исходя из количества народонаселения, и, следовательно, прирост населения не будет облагаться налогами. Для возрождения государства важно было вернуть Тайвань, и в 1684 г. Канси отменил свой запрет на зарубежную торговлю. Для иностранных судов открыли четыре порта, в том числе

Кантон. Результатом стал приток в казну серебра, поскольку в страну хлынули иноземные купцы, желающие покупать китайские товары. Появились внутренние и внешние торговые сети, специализирующиеся на зерне, фарфоре, шелке, хлопке и чае, и Китай стал постепенно интегрироваться в мировую экономику.

Подъем экономики, расцвет купечества и развитие коммерческих отношений многие рассматривали как отход от традиционных ценностей. Чтобы развеять эти страхи, государство в срочном порядке стало поощрять конфуцианские ценности. Система уплаты дани обеспечила культурное превосходство Китая, и представители других народов, желавшие вести торговлю, должны были стать вассалами императора. Особенно пристальное внимание уделялось вассальной Корее, правители которой могли избирать себе супругов и наследников лишь с согласия китайского императора. Япония считала маньчжуров безнадежными варварами, выдавала собственные разрешения на торговлю китайским купцам и отказывалась платить дань. Однако с представителями России обращались куда более почтительно.

Император-философ

В соответствии с личными вкусами императора его двор отличался скромностью, при нем состояло лишь несколько евнухов и придворных дам. Он являл собою классический пример китайского императора-философа. В 1677 г. Канси открыл Нань-шуфан, особый зал, выстроенный им в Запретном городе для философских и исторических дискуссий с ведущими

 

Император-философ

 

Такое почитание национальных культурных традиций вызывало уважение со стороны китайской правящей элиты. Он также возобновил систему экзаменов, открывавших доступ к государственной гражданской службе.

Для особо одаренных людей император установил исключительный порядок приема на службу: достаточно было личной рекомендации. Канси заботился о преемственности власти и своем месте в китайской истории, о чем свидетельствует тот факт, что он поручил составить родословную династии Мин. В официальном документе, датированном 1669 г., император обнародовал моральный кодекс деревенской жизни, основанный на должной иерархии и почтении к старшим; этому своду правил китайское крестьянство следовало до начала XX в., вплоть до конца маньчжурского правления.

Канси и иезуиты

Любознательность императора способствовала тому, что в часы его царствования Китай до некоторой степени открылся для окружающего мира, и Канси с удовольствием учился у прибывших в страну иезуитских миссионеров. Голландский иезуит Фердинанд Вербист, математик и астроном, учил императора геометрии, составил официальный императорский календарь, консультировал по вопросам артиллерии, необходимой для подавления мятежников на юге Китая, и служил переводчиком для китайских дипломатов во время мирных переговоров с Россией. Его переписка с друзьями и учеными, среди которых был и Лейбниц, позволила европейцам многое узнать о китайской цивилизации. Другим иезуитам Канси поручил работу над обследованием китайских земель, которая началась в 1708 г. и триумфально завершилась в 1717 г. публикацией географического атласа империи.

Уважение императора к иезуитской учености обусловило появление эдикта 1692 года, позволяющего пропагандировать в Китае католицизм. Однако другим прибывающим в Китай орденам - францисканцам, доминиканцам и августинцам - недоставало иезуитской тонкости и уважения к китайским культурным традициям, и прежде всего к культу предков. В 1706 г. император выслал из страны тех христианских миссионеров, которые не следовали иезуитской линии культурной адаптации.

Эпоха его царствования омрачалась лишь одним. Три императрицы и многочисленные наложницы родили Канси 35 сыновей, и когда в 1675 г. он назвал одного из них своим преемником, это вызвало серьезнейший конфликт. Со временем он обратился к династической практике и предоставил всем своим сыновьям равное право наследовать трон. Однако сила институциональных традиций маньчжурского Китая на сто с лишним лет пережила его правление и стала рушиться лишь в XIX в., когда в Китае наступила эпоха национальной разобщенности и упадка.





легкий кавалерист
история китая для детей
как стать рыцарем
тактика рыцарей