Материалы


Александр Македонский (Александр Iii Великий) Правил В 336-323 Гг. До Н. Э.

Как удалось Александру убедить свою армию из 30 тыс. пехотинцев и 5 тыс. всадников последовать за ним в великий завоевательный поход? Отправившись с равнин и нагорий Македонии, она пересекла весной 334 г. до н. э. Геллеспонт, прошла через Персию и Вавилонию, достигла Гиндукуша и завершила поход в Северо-Западной Индии. Отчасти это можно объяснить тем, что соратники Александра были на стороне одного из величайших завоевателей в истории человечества.

Военный гений позволял ему легко приспосабливаться к топографическим особенностям любой местности, он побеждал армии, методы ведения боевых действий которых варьировались от кавалерийских атак персов до партизанских нападений горных племен Северной Индии. Однако гений непременно нуждается в источнике вдохновения, в чем-то, что наделяло бы его магнетической аурой.

Гомеровский герой

Александр Македонский черпал вдохновение в поэзии Гомера и сам представлял себя гомеровским героем. Он руководствовался воинским кодексом доблести и чести, страшился позора, был верен друзьям и почитал богов, следуя «Илиаде» и «Одиссее». Александр не изменил этим принципам, когда покинул материковую Грецию, и именно они побуждали его основывать на завоеванных землях города по типу греческих. Царь всегда имел при себе свиток «Илиады», сделанный его наставником Аристотелем, и последовательно и сознательно подражал Ахиллу, потомком которого себя считал. Возможно, афинским демократам и мыслителям Александр и его македонцы, говорившие на забавных северо-греческих диалектах, казались неотесанными и отсталыми провинциалами. Македонская монархия, цари которой вели свое происхождение от Зевса, была бесконечно далека от потребностей простых горожан демократических полисов с их дебатами и народными собраниями.

Александр был скорее преемником идей греческого прошлого с его походом Агамемнона против троянцев, чем цивилизации, породившей Платона и Еврипида. Однако именно эти глубокие корни позволили македонскому эллинизму выдержать испытание временем, а затем расцвести во время правления Александра, в отличие от греческих городов-государств, погрязших в раздорах. Империя Александра не пережила его смерти, но Греция вместе с западной частью Малой Азии возродилась в новом государстве - Византии, и идеи Александра о царском правлении были подхвачены константинопольскими императорами.

Гомер творил за пятьсот лет до Александра, а приписываемые ему произведения посвящены куда более древним событиям греческой истории. Тем не менее знать и цари Македонии IV в. до н. э. со своими пирами и охотничьими забавами, здравицами, круговыми чашами и борцовскими состязаниями были вполне гомеровскими персонажами. В таких своеобычных условиях на северных окраинах Эллады греческая культура жила особенно напряженной жизнью, что во многом объяснялось близостью презренных варваров. Однако гомеровские идеи влияли не только на Македонию, но и на весь Греко-говорящий мир. «Илиада» и «Одиссея» были и поэтическим эпосом, и учебниками этики, и религиозными наставлениями, обучающими общению с богами, от гнева и милости которых зависит жизнь человека. Александр часто цитировал Гомера, приводя примеры сосуществования богов и людей. Он носил головной убор из львиной шкуры, уподобляясь сыну Зевса Гераклу, и находился под сильным влиянием своей матери Олимпиады, ревностной вакханки, служительницы мистического культа Диониса. Неудивительно, что боги могли предрекать ему земной успех.

 

Гомеровский герой

Дельфийское пророчество

Страстно желая возвести сына на трон после своего развода с Филиппом II Македонским, Олимпиада, вероятно, оказалась замешана в убийстве этого царя в 336 г. до н. э. За этим последовала гибель всех других возможных претендентов на престол, и войско быстро провозгласило Александра царем. Вслед за этим он отправился на юг, чтобы встретиться с Коринфским союзом, объединением греческих государств, избравшим его верховным военачальником для предстоящего наступления на Персидскую империю.

Почтительное отношение к оракулам привело Александра в Дельфы, где пифия предрекла, что он будет непобедим. Ему почти сразу же представилась возможность проверить это на деле: в демократических Фивах вспыхнул мятеж против царской власти. В битве при Херонее 338 г. до н. э., в ходе которой Филипп сокрушил союзные войска греческих государств, Александр был в авангарде армии и вновь смог это подтвердить. Фивы были обращены в руины, 6 тыс. граждан убиты, а остальные проданы в рабство. Остальные греческие государства были напуганы такой жестокостью и склонились к подчинению.

Персидская кампания Александра ярко иллюстрирует характерное для него сочетание культуры и стремления к кровопролитию. Его армию сопровождали историки и архитекторы, ученые и землемеры, а после пересечения Геллеспонта он направился в Илион, где предположительно находилась Троя, чтобы тем самым отдать дань Гомеру. Он почтил богиню Афину, послав триста трофейных воинских доспехов в Афины, где эти доспехи были принесены в жертву богине-покровительнице города. Наголову разбив персидскую армию, Александр взял две тысячи пленных, заковал их в цепи и отправил в Македонию.

Его победа в битве при Иссе имела решающее значение, и персидский царь Дарий III был вынужден спасаться бегством. Перед натиском армии Александра капитулировали города на западе Малой Азии, в которых он - в разительном контрасте с политикой в материковой Греции - ввел демократическое правление, хотя и сохранил верховный контроль, подчинив города своему наместнику. Двинувшись на юг к Сирии и Финикии, он берет Дамаск и захватывает там несметные сокровища, в том числе военную казну Дария. Это оказалось как нельзя более кстати, поскольку царь уже задолжал около пятисот талантов. Со своей армией он расплачивался военной добычей, что объясняет его постоянное стремление вперед. Александр отказывается от предложения Дария уступить ему все свои земли к западу от Евфрата, а также от огромного выкупа в 10 тыс. талантов за освобождение из плена персидской царской семьи, поскольку он полагал, что в будущем выгода может быть больше.

Помазанник божий

Завоевание Египта стало крупным успехом, поскольку в стране очень сильны были жреческо-религиозные традиции. В Мемфисе Александр принес жертву Апису, египетскому богу, символом которого являлся бык, и был увенчан двойной короной фараонов. Отправившись в глубь страны, он посетил легендарного оракула бога Зевса-Амона, Греко -египетско-ливийского божества. Здесь жрец нарек его «сыном Амона», хотя обстоятельства этого наречения остались в тайне, так как никому не было позволено сопровождать Александра в святилище. Именно в этот момент Александр и начал верить, что приходится Зевсу приемным сыном и, следовательно, является особой божественного происхождения.

К концу 330 г. до н. э. Александр стал «великим царем», наследовав этот титул после смерти Дария и захватив около 50 тыс. талантов в городе Сузы. Последующий захват Персеполя, где Александр сжег дворец Ксеркса, овеян дурной славой, однако это сожжение вполне могло быть ритуальным жестом, завершающим актом возмездия со стороны эллинов.

Отныне кампания приобретала сугубо личный характер, поэтому царь отправил на родину войска из немакедонской Греции и Фессалии. В более поздних текстах он именуется «властителем Азии»: склонность Александра к азиатской и абсолютистской манере правления становилась все более явной. Он не только начал носить персидские одежды, но и попытался заставить подданных простираться ниц в присутствии царя - для персов в этом не было ничего необычного. Греки, в том числе и македонцы, сочли это унизительным, и Александр был вынужден отменить свое нововведение.

Мятеж армии Александра

Летом 327 г. до н. э. армия Александра покинула Бактрию и через Гиндукуш направилась в Индию, разделившись на два войска. Первое пошло через Хайберский перевал, а второе под предводительством царя пошло через северные индийские холмы и к весне следующего года переправилось через Инд. У берегов реки Биас в Пенджабе Александр соорудил двенадцать алтарей олимпийских богов. Это стало важным событием для греческой культуры, однако именно тогда уставшие войска отказались идти дальше, и Александр был вынужден смириться.

Возвращение армии через безводную пустыню Гедрозию (в современном Белуджистане, провинции Пакистана) было сущим мучением, и полководец решил дать людям отдых, устроив недельные празднества в честь Диониса, на которых рекой лилось вино, а сам Александр играл главную роль. Появились и другие признаки психического расстройства. Не доверяя наместникам, назначенным им управлять империей, Александр сместил треть своих сатрапов, а шестую часть казнил. Теперь он мечтал о создании смешанного македонско-персидского правящего класса. По возвращении в Сузы в 324 г. до н. э. он устроил грандиозный банкет, на котором он и восемьдесят других военачальников взяли себе персидских жен. Однако набор в армию персидских солдат на равных условиях снова вызвал беспорядки, и Александр успокоил войско поистине гомеровским жестом, устроив пышный примирительный банкет.

Смерть Бога

Мегаломания набирала силу, и некоторые посланники, прибывавшие к Александру из греческих городов, были одеты так, словно они поклонялись богу. Когда его любовник Гефестион осенью 324 г. до н. э. умер, Александр устроил в Вавилоне роскошные похороны и поминальный пир, который обошелся в 10 тыс. талантов. После очередного пира с ходившей по кругу чашей царь заболел и на тридцать третьем году жизни скончался в Вавилоне. Надгробные почести, отданные ему в Египте и греческих городах, были поистине достойны бога.

Предстояло последнее путешествие. Полководцы Александра разделили его империю на отдельные государства, и царь Птолемей (323-285/3 гг. до н. э.), первый из египетской династии Птолемеев, обеспечил перевозку бальзамированного тела сначала из Вавилона в Мемфис, а затем в Александрию. Здесь основатель города был погребен в золотом саркофаге, уничтоженном, вероятно, в III в. до н. э. во время одного из пресловутых александрийских бунтов. Место захоронения одновременно иронично и символично. Птолемей продолжал развивать идею разделения империи, что шло вразрез с планами Александра создать сплоченную европейско-азиатскую империю. Средоточием же эллинской цивилизации и греческой культуры для стран-соседей станет восточное государство Селевкидов с центром в Вавилонии, которое будет простираться до Сирии и Анатолии.

Несмотря на это, музей, построенный Птолемеем в Александрии, вместе со знаменитой библиотекой просуществовал более пятисот лет, что говорит об интересе греков к мировой культуре и их готовности расширять границы человеческих знаний. Именно эти качества были присущи Александру, что выделяет его из долгой череды жестоких завоевателей.

 

Смерть Бога

25.09.2017




рыцарские доспехи своими руками
история рабства в африке
история вертолётов
средневековые замки оборона