Закон Биологической Целесообразности
С другой стороны, задатки и способности ограничивают продолжительность и интенсивность работы так называемой зоной комфорта. Как только функциональные потребности насыщаются, возникает стремление прекратить деятельность. Мы нередко бываем свидетелями того, как одаренные, но лишенные волевых качеств спортсмены теряют интерес к еще продолжающимся тренировке или соревнованию. Это значит, они вышли из зоны процессуального удовольствия. Организм, избалованный легкостью работы, которую обеспечивают задатки и способности, решительно сопротивляется неприятным ощущениям, отрицательным эмоциям, стремится быстрее избавиться от дискомфорта. Установка получать радость от деятельности неосознанно преобладает над установками к систематическому труду или преодолению трудных состояний. Вся натура одаренного человека восстает против работы без настроения, вдохновения, т. е. без функциональных потребностей тех систем, которые эту работу должны обеспечить, получая от нее взамен удовлетворение. Либо есть функциональные потребности, и тогда человек расцветает, трудится на полную мощь, что называется, от души. Либо их нет (пресыщенность), и перед нами бледная тень человека Инга Артамонова: «Я все делала на пределе сил или ничего не делала».
Для раскрытия способностей нет необходимости в длительном обучении, натаскивании. Способности - своего рода наследственное умение («умное тело», по выражению тренера Сергея Бубки В. А. Петрова). В процессе их самореализации возникает особое творческое состояние, вдохновение, действия в котором подсказаны интуицией и представляют собой импровизацию. Процесс принятия решения почти неосознан, как бы свернут, опущены промежуточные логические звенья - выдается моментальный результат. Такая деятельность приносит одаренному человеку наслаждение. Неожиданно найденные как откровение на пике такой спонтанной деятельности приемы затем могут быть отработаны на тренировках и стать коронными.
замок кент |
колеще-рубящее оружие |
кто и когда изобрел компас |
оружие среднего века |