История И Богатства Ордена Иезуитов
Время: 1750 г.
Место: Северная Америка (штат Аризона)
Иезуиты - в прошлом необычайно могущественный монашеский орден. Римская католическая церковь всегда тяготела к закрытым тайным клубам, подчеркивающим избранность священнослужителей. В Средневековье их роль играли монастыри доминиканцев и францисканцев. В эпоху Возрождения слава погрязшей в бюрократии и коррупции церкви начала меркнуть, и тогда на смену старым орденам пришли иезуиты. Их имя на долгие годы стало синонимом шпионажа и тайных интриг, которые велись -с благословения римского престола. Иезуиты были правой рукой папы римского, занимались пропагандой и бесконечно оттачивали приемы обращения несведущей паствы в веру. Долгое время власть иезуитов была почти неограниченной, а их богатства, несмотря на принимавшиеся членами ордена обеты бедности, росли день ото дня.
Игнатий де Лойола - основатель ордена иезуитов. В. Холл-младший. XIX в.
Иезуитский орден основал испанский аристократ Игнатий де Лойола, который своим примером как нельзя лучше подтверждал выражение «В молодости мы бываем реформаторами, в старости - консерваторами». Во время войны с французами в 1521 г. он получил серьезное ранение обеих ног и навсегда остался хромым. Углубившись в изучение христианских книг, Лойола решил посвятить свои дни служению Богу, причем настоящему рыцарскому служению, а не молитвам в уединенной келье. Добившись аудиенции у папы Павла III, он сумел убедить верховного клирика в необходимости учреждения нового ордена, способного вернуть церкви достойное высокое положение. Так началась история Общества Иисуса, первым генералом (настоятелем) которого и стал Игнатий де Лойола.
Иезуитский орден довольно быстро распространился по странам, где исповедовался католицизм, и стал его передовой силой. Сочетая хитрость с показным смирением, иезуиты стремились обзавестись последователями во всех монархических домах Европы и правительствах колоний Нового Света. Именно с Новым Светом и связана история о самом богатом кладе за все время существования ордена. Это произошло в Аризоне в пору владычества испанцев на североамериканской земле. Король Испании был настроен по отношению к иезуитам довольно благосклонно, и те убедили его отдать им право на добычу серебра и золота в части рудников. Так, в 1691 г. на юге штата в Тумакакори была открыта одна из богатейших выработок.
С каждым годом количество добываемого серебра росло, а вместе с ним росли и аппетиты церкви и Мадрида, в казну \ которого по уговору отходила пятая часть. Иезуиты всеми силами стремились поддерживать видимость богобоязненной и скромной монашеской обители, скрывая излишки добычи, которые время от времени переправлялись контрабандой в Европу. С завидным постоянством им удавалось обнаруживать все новые месторождения металла. Наибольшей удачей стало открытие в 1736 г. невероятно богатой жилы. Руда в ней содержала, пожалуй, самый большой процент серебра. Новую шахту назвали La Purisma
Concepcion, что означало «Непорочное зачатие». С ее появлением нелегальная добыча металла выросла в разы, а тайная казна общины наполнилась многочисленными ящиками с серебряной рудой, которые ждали своей отправки в Европу.
Основными работниками на приисках были рабы-индейцы из племени пима (в переводе с местного наречия «речные люди»). Жестокое обращение с местным населением вошло у испанцев в привычку практически с момента знакомства их знаменитого первопроходца Маркоса де Нисы с туземцами в 1539 г. Стремясь увеличить добычу руды, колонисты щедро раздавали удары кнутами и пинки полумертвым работникам. Кроме того, горный промысел был сам по себе полон опасностей: порою отправленные в темноту переходов разведчики бесследно исчезали, иногда обвалы погребали под собой целые бригады рабочих. Индейцы то и дело рассказывали о странном свисте и голосах на дальних участках. Сами испанцы, предпочитающие оставаться на поверхности, отмахивались от этих суеверий, хотя кое-кто на полном серьезе считал, что разрабатывать слишком глубокие рудники не стоит - можно докопаться до ада. Сложившаяся ситуация не могла продолжаться долго - ни один угнетенный народ не способен терпеть вечно. В итоге восстание, охватившее Тумакакори в 1750 г., оказалось одним из самых страшных за всю историю сопротивления коренного народа
Америки. Индейцы вырезали всех испанцев в шахтерских городках: поработителей убивали голыми руками и бросали их трупы в рудничные отвалы. Шокированные происходящим иезуиты некоторое время просто наблюдали за тем, как восстание со скоростью вихря приближается к ставке ордена, а потом бросились спасать свое состояние. Даже перед лицом смерти испанцы не желали отдавать добычу. Серебро и золото спешно свезли в остающуюся под контролем иезуитов шахту «Непорочное зачатие», а вход в нее завалили камнями. Сами миссионеры и их защитники оказались в руках повстанцев и умерли страшной смертью. Следующие три года испанцы не рисковали соваться на территорию своих колоний. В 1754 г. колонизаторы снова вернулись в разоренные поселения, однако выяснилось, что письменных инструкций погибшего главы иезуитов недостаточно для поиска легендарной шахты. Почти два века никто ничего не знал о руднике. Однако в XX в. Америка получила неоспоримые доказательства его существования. После Первой мировой войны шахту «Непорочное зачатие» случайно обнаружили два старателя: под грудой камней они нашли темный лаз в древний рудник, а в нем ящики с почти 30 т серебра! Нынешняя стоимость такого богатства по самой приблизительной оценке составила бы около 26 млн долларов. Вытащить ящики не хватило сил, поэтому старатели отправились обратно в город, сфотографировав содержимое шахты и полу разрушенную католическую часовню неподалеку. В пути их настигла гроза, вызвавшая схождение горных пород. Выжить удалось лишь одному золотоискателю. Сохранившаяся пленка послужила доказательством его слов, но отыскать шахту после обвала он уже не сумел.
Шахта по-прежнему остается скрытой среди гор, где-то в 20 км от Тумакакори за перевалом Агуа-Ондо...
физическое открытие для детей |
чем знаменит резерфорд |
средневековые плащи |
рассказать о древнего человеков |