Материалы


Сухопутные дредноуты РККА - Многобашенные танки 1930-х годов

К проектированию сверхтяжелого танка в 1930 г. приступили в Советском Союзе на заводе «Большевик». Главным конструктором проекта стал работавший в СССР по контракту талантливый немецкий инженер Э.Гротте. Через два года был представлен проект 100-тонного монстра длиной почти в 20 м, оснащенного двигателем от тепловоза. Танк был пятибашенным: в главной башне размещались 107-мм длинноствольная пушка и спаренный с ней пулемет, в двух передних башнях - 45-мм пушки, в двух малых задних - спаренные пулеметы с возможностью стрельбы по воздушным целям. Ходовая часть состояла из 17 обрезиненных опорных катков малого диаметра на борт. От строительства колосса, получившего обозначение Т-42, отказались.

Проекты, разработанные Н. Барыковым и С.Гинзбургом, представляли собой 90-тонные машины, имевшие 50-75-мм броневую защиту. Первый танк по проекту вооружался двумя 107-мм, двумя 45-мм орудиями и 5 пулеметами. Второй отличался только вооружением - одно 152-мм, три 45-мм орудия и 4 пулемета, да еще и один огнемет в задней башне! Когда выяснилось, что постройка опытного образца танка, который получил обозначение Т-39, потребует около 3 млн рублей и срок около одного года, проект отклонили.

В конце 1931 г. в СССР был изготовлен опытный образец пятибашенного танка, получившего обозначение Т-35. До 1939 г. Харьковский паровозостроительный завод построил около 60 машин, поступивших на вооружение отдельных тяжело-танковых батальонов резерва Главного командования. 76,2-мм короткоствольная пушка устанавливалась в главной башне и имела круговой обстрел, а две 45-мм пушки в двух башнях, оборудованных по диагонали. В главной башне размещались командир (он же наводчик), пулеметчик и радист (он же заряжающий). В каждой из башен с 45-мм пушками находились наводчик и пулеметчик, в пулеметных башенках - по одному стрелку. Механик-водитель размещался перед носовой пулеметной башней, а одиннадцатый член экипажа - техник - обслуживал двигатель М-17, установленный в задней части корпуса. Гусеничный движитель состоял из 8 опорных катков на борт, блокированных по два в тележку. Ходовая часть защищалась 10-мм броневым экраном. В истории мирового танкостроения эти гиганты остались как единственные серийные пятибашенные танки.

В 1935 г. германская фирма Rheinmetall создала трехбашенный тяжелый танк Nb. Fz (Neubau-fahrzend - «машина новой конструкции»). Главная башня имела спаренную артиллерийскую установку из 37-мм и 74-мм пушек. В 1931 г. в Японии был создан трехбашенный танк «91», имевший одну орудийную и две пулеметные башни, расположенные в продольной плоскости, причем задняя пулеметная башня располагалась позади двигательного отсека. Танк имел 37-мм и 70-мм орудия.

Последней попыткой создать тяжелые многобашенные танки стала разработка в 1938 г. в СССР двухбашенных машин с противоснарядным бронированием СМК (Сергей Миронович Киров) и Т-100. По проекту, вес СМК составлял 55 т. Авиационный двигатель мощностью 850 л. с. по расчетам обеспечивал скорость по шоссе 35 км/ч и запас хода 220 км. В главной башне размещалось 76-мм орудие; перед ней была установлена малая башня с 45-мм пушкой. Вооружение дополняли 4 пулемета. Опытный образец СМК принимал участие в боевых действиях во время войны с Финляндией зимой 1940 г. Т-100 по вооружению, бронированию, да и внешнему виду почти не отличался от СМК, но их ходовая часть была в принципе различной. В серию эти гиганты не пошли: их сравнительные испытания с КВ-1 показали явное преимущество последнего.


24.09.2017




эратосфен киренский
история развития математики для детей
маятник со спуском для регулировки хода придумал
история происхождения сельскохозяйственной техники