Материалы


«Птеродактиль» и «Дельта» - Первые самолеты схемы «бесхвостка»

«Бесхвосткой» называют аэродинамическую схему, при которой у самолета отсутствуют отдельные плоскости вертикального управления, а используются только плоскости, установленные на задней кромке крыла. Эти плоскости называются элевонами и комбинируют функции элеронов и рулей высоты. «Летающее крыло» - разновидность схемы «бесхвостка» с редуцированным фюзеляжем, роль которого играет крыло, несущее все агрегаты, экипаж и полезную нагрузку. Отсутствие фюзеляжа и больших плоскостей управления снижает массу планера. Однако небольшое удаление плоскостей управления от центра масс обуславливает их низкую эффективность, что делает самолет очень неустойчивым в полете.

Одним из первых начал работать над «бесхво-стками» англичанин Д. Данн. В 1910 г. он поднял в воздух бесхвостый биплан D.5, а в 1913-м на D.8 совершил перелет через Ла-Манш. Однако стремление сделать самолеты устойчивыми подвело конструктора: управляемость «бесхвосток» Данна была ниже всякой критики.

В 1920-х гг. занялся самолетами-бесхвостками Дж. Хилл - конструктор английской авиастроительной фирмы Westland. Испытав в 1925 г. планер Pterodactyl, в 1928-м он создал его моторизованный вариант Pterodactyl-IA. Следующей летающей версией стал трехместный Pterodactyl-IV со 120-сильным мотором. Его первый полет состоялся в марте 1931 г. Еще через три года появляется «истребительный» вариант самолета - Pterodactyl-V. Он был построен по спецификации Авиационного министерства Великобритании. Самолет был вдвое тяжелее своего предшественника и был оборудован двигателем Rolls-Royce Goshawk мощностью 600 л. с. Экипаж самолет насчитывал двух человек - пилота и стрелка, расположенного в задней кабине. Несмотря на довольно неплохие летные характеристики, этот необычный самолет так и не привлек внимания военных.

Большой вклад в развитие идеи самолета-крыла внес немецкий инженер Александр Липпиш. В 1930 г. он построил самолет Delta-1, достигнув на нем уровня летно-технических характеристик в отношении устойчивости и управляемости, сопоставимого с соответствующими данными современных самолетов. Созданный Липпишем самолет Delta-4 (уникальная двухдвигательная «бесхвостка») больше известен под названием Wespe-З фирмы Fieseler. Этот самолет стал первым в мире, на котором было использовано фиксированное переднее горизонтальное оперение для изменения направления течения воздушного потока в районе корневой части крыла, что позволило значительно улучшить маневровые характеристики на высоких скоростях полета. Такое техническое решение, к слову сказать, стало очень популярным на боевых самолетах с треугольным крылом в 1980-е гг.

Первые исследования крыла малого удлинения в сверхзвуковых аэродинамических трубах были выполнены в Германии в годы Второй мировой войны. Эти исследования показали, что применение крыла малого удлинения способствует уменьшению волнового сопротивления и снижает изменение устойчивости самолета на околозвуковых скоростях.

Когда в годы Второй мировой войны в Германии начались работы по созданию сверхзвуковых реактивных самолетов, Липпиш занялся исследованием схемы «бесхвостка» с треугольным крылом малого удлинения. Их результатом стал проект реактивного истребителя-перехватчика LP. 13 с очень толстым крылом симметричного профиля. В 1944 г. был построен и испытан его безмоторный вариант - планер DM.1. Его особенностью стал необычайно большой киль, внутри которого размещалась кабина пилота.


22.11.2017




братья монгольфье биография
история открытия законов ньютона
правила заточки длинноклинкового оружия
канализация в греции древней