Прорыватели «Западного вала» - Сверхтяжелые безбашенные танки Англии и США

В 1940 г. англичане начали работу по созданию танка прорыва, будучи уверенными, что им рано или поздно придется штурмовать «линию Зигфрида». Построенная в марте 1941 г. опытная машина получила обозначение TOG, которое остряки расшифровывали как The old gang («старая шайка» - намек на весьма почтенный возраст конструкторов). Упор сделали на способность машины преодолевать широкие рвы и высокие стенки. Именно поэтому танку придали форму еще времен Первой мировой войны: гусеницы охватывали корпус, а длина превышала 10 м. Масса английского «броненосца» достигла 81,3 т, а скорость оказалась всего 14 км/ч. Вооружение состояло из 76-мм пушки и пулемета, которые размещались во вращающейся башне. Впрочем, работы так и не вышли из стадии экспериментов, поскольку такого гиганта не смогли «одеть» в противоснарядную броню.

В 1942 г. Военное министерство Великобритании, убедившись в тщетности усилий создать полноценный танк прорыва, решило заменить его штурмовой самоходкой. Фирме Nuffield был выдан заказ на создание так называемого безбашенного танка, получившего обозначение А.39. Первые две машины изготовили к концу 1943 г. Вооружение А.39 - одна 94-мм пушка и 2 пулемета - размещалось в просторной рубке: пушка-в наклонном лобовом листе, а пулеметы - во вращающейся башенке на крыше. Толщина лобовой брони достигала 229 мм, а бортовой - 152 мм. Экипаж состоял из 7 человек. Двигатель мощностью 600 л. с. позволял развивать скорость до 19 км/ч. Эти самоходки, известные под названием Tortoise («Черепаха»), на вооружение приняты не были.

Действительно, эти громадные самоходки никогда и ни при каких обстоятельствах не смогли бы считаться танками поля боя. Их боевая масса не позволяла использовать ни один из существовавших танковых транспортеров, а выдвижение своим ходом исключала очень низкая скорость. Несомненно, 94-мм зенитная пушка, которой была оснащена «Черепаха», являлась грозным оружием. В годы Второй мировой войны не существовало ни одного танка, броню которого не смог бы пробить ее снаряд. Шансов выйти победителем в открытом бою с А.39 не было почти ни у кого, но также практически никаких шансов не было и у «Черепахи», чтобы оказаться в нужном месте на поле боя.

В 1943 г. безбашенный танк прорыва начали конструировать и за океаном. Машина, получившая обозначение Т.28, имела боевую массу 88 т. Вооружение состояло из 105-мм длинноствольной пушки, 12,7-мм зенитного пулемета и 7,62-мм танкового пулемета. Танк в целях снижения удельного давления на грунт снабжался двойными гусеницами, которые далеко выступали за лобовую часть корпуса. Внешние гусеницы вместе с бортовым экраном могли демонтироваться для движения танка по твердому грунту. Снятые гусеницы при этом буксировались за машиной. Низко расположенная 105-мм пушка защищалась массивной маской, а толщина лобовой брони достигла рекордного значения - 305 мм! Экипаж из четырех человек должен был включать водителя и наводчика, сидящих спереди слева и справа от пушки соответственно, заряжающего - сзади слева и командира за наводчиком. Водитель и командир имели в своем распоряжении наблюдательные башенки.

Т.28 «не поспел» к боям в Европе, для которых он создавался. Кроме того, тяжело бронированная, с мощным вооружением машина не вписывалась в концепцию бронетанковых вооружений сухопутных войск США, согласно которой танки должны были иметь башню, а самоходки легко бронировались для достижения максимальной мобильности. В 1947 г. после испытаний двух опытных экземпляров проект закрыли.






хто придумав повітряну кулю
кто изобрел двигатель
сабля меч отличия
войны короля карла адольфа-густова