Не имеющий клиренса - Танк с четырехгусеничным движителем

Клиренсом или дорожным просветом называют расстояние от опорной поверхности до нижней точки днища автомобиля или танка. Его величина является одним из основных параметров, определяющих проходимость машины: чем меньше клиренс, тем больше вероятность зацепить днищем за преодолеваемое препятствие, а то и вовсе «сесть на брюхо».

В 1957 г. в возглавляемом Ж.Я.Котиным КБ Ленинградского Кировского завода был разработан уникальный тяжелый танк, получивший обозначение «Объект 279». Ведущим конструктором проекта был Л.С.Троянов. Для этой машины само понятие клиренса практически теряло смысл. Танк предназначался для прорыва подготовленной обороны противника и действий на труднопроходимых для обычных танков участках местности. «Изюминкой» «279-го» была его уникальная ходовая часть, в которой применялась нерегулируемая гидропневматическая подвеска и ленточный четырехгусеничный движитель. В состав движителя входили 4 гусеничные ленты с закрытым металлическим шарниром, 4 ведущих колеса, 4 направляющих колеса, 24 опорных катка малого диаметра и 12 поддерживающих катков. Ходовая часть была смонтирована на двух продольных пустотелых балках, которые выполняли роль топливных баков.

Танк имел литую башню, а корпус был сварен из четырех литых блоков. Лобовая и бортовая броня корпуса и башни у этого танка не пробивалась 122-мм бронебойным и 90-мм кумулятивным снарядами при всех углах обстрела. Кроме того, криволинейная конструкция литого корпуса предусматривала противокумулятивные экраны, дополнявшие его обводы до вытянутого эллипсоида. Такая форма корпуса должна была предотвратить переворачивание танка ударной волной ядерного взрыва. Среди всех тяжелых танков «Объект 279» имел наименьший забронированный объем (11,47 м3).

Вооружение танка включало 130-мм пушку М-65 с полуавтоматическим механизмом заряжания и механизированной боеукладкой. Боекомплект пушки состоял из 24 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. С пушкой был спарен 14,5-мм пулемет КПВТ. Экипаж танка состоял из четырех человек: командира, наводчика, заряжающего (все в башне) и механика-водителя (в корпусе).

Конструкция гусеничного движителя обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Она исключала посадку танка на днище при преодолении вертикальных препятствий (надолбы, пни, ежи). Среднее давление на грунт составляло всего 0,6 кгс/см2, то есть приближалось к аналогичному параметру легкого танка. Однако конструкция ходовой части была сложной в эксплуатации и ремонте в полевых условиях (особенно это касалось внутренних гусениц), ограничивала возможность уменьшения высоты танка при дальнейшей модернизации и имела большие потери мощности в гусеничном движителе, особенно при движении в распутицу. Еще одним серьезным недостатком четырехгусеничной ходовой части являлось сопротивление повороту, в 12 раз превосходящее величину для аналогичного танка, выполненного по классической схеме. А 22 июля 1960 г. на демонстрации новой техники на полигоне Капустин Яр Н.С.Хрущев категорически запретил прием на вооружение любых танков массой более 37 т, тем самым поставив крест на всей программе тяжелых танков.

Так и не получивший место в войсках «Объект 279» еще долго, вплоть до появления Т-80У, оставался самым мощным танком мира. Ныне единственный построенный «Объект 279» хранится в Музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке, являясь его неофициальным символом.






значение изобретения железная дорога
братья хортены
когда изобрели компьютерную мышь
как стать рыцарем