«Гранд» и его потомки - Тяжелые самолеты И.И.Сикорского

Пионером тяжелой авиации стал русский конструктор И. И. Сикорский. В 1913 г. он создал опытный двухмоторный самолет «Гранд Балтийский». Название связано с тем, что строительство обеспечивал и финансировал Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ). Первый полет был совершен в мае 1913 г. После него были установлены еще два мотора: сначала - в тандем, а затем - в ряд на нижнем крыле. 2 августа был установлен мировой рекорд продолжительности полета - 1 час 54 мин. Перед этим полетом самолет был переименован в «Русский витязь». 11 сентября 1913 г. на 3-м конкурсе военных самолетов сорвавшийся двигатель с пролетавшего над «Русским Витязем» самолета «Меллер-П» упал на левую коробку крыльев русского самолета, сильно повредив ее. Восстанавливать его не стали - уже достраивался новый самолет «Илья Муромец». С теми же четырьмя моторами Argus в 100 л. с. он обладал вдвое большей массой нагрузки и максимальной высотой полета. Впервые в истории был оборудован комфортабельный пассажирский салон. 12 февраля 1914 г. на «Илье Муромце» в воздух было поднято 16 человек и собака, общим весом 1290 кг, а 16-17 июня совершен перелет Петербург - Киев с одной посадкой.

10 декабря 1914 г. император Николай II утвердил постановление Военного совета о создании оснащенной бомбардировщиками «Илья Муромец» Эскадры воздушных кораблей - первого в мире соединения бомбардировочной авиации. За всю войну эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей, потеряв при этом лишь один самолет непосредственно в боях с вражескими истребителями.

Опыт применения Эскадры воздушных кораблей убедительно доказал преимущество тяжелого самолета-бомбардировщика перед дирижаблями. Хотя по дальности и количеству бомб «Муромец» значительно уступал цеппелинам, зато существенно превосходил их в отношении боевой живучести. Были случаи, когда самолет получал 200 пробоин и тем не менее спокойно возвращался на базу. Благодаря четырем двигателям бомбардировщик мог продолжать полет при поражении одного и даже двух моторов. Немецкие летчики называли этих великанов «Сикорский с броней»: так, до осени 1916 г. им, несмотря на все старания, не удавалось сбить этот самолет, и они ошибочно полагали, что «Муромец» имеет надежную бронезащиту.

После Октябрьской революции и Брестского мира эскадра прекратила свое существование. Почти все самолеты достались «незалежной» Украине, но из-за плохих условий хранения «гарные хлопцы» быстро привели их в полную негодность. Однако эпопея российских тяжелых самолетов на этом не закончилась: в 1918 г. на РБВЗ достроили начатые еще до революции 13 «Муромцев» модели Г-3. Они вошли в состав организованного советским командованием Дивизиона воздушных кораблей и активно применялись в боях Гражданской войны.

В 1913 г. конструктор В.А.Слесарев начал работу над самолетом «Святогор» с размахом крыла 36 м и взлетным весом 6500 кг. Два двигателя располагались в фюзеляже, чтобы обеспечить возможность их обслуживания во время полета. С помощью длинных валов они вращали установленные на крыльях винты диаметром 6 м.

Самолет был построен уже после начала Первой мировой войны на средства богатого польского помещика М.Э.Малынского. Однако из-за проблем с двигателями и трансмиссией он так и не поднялся в воздух, и в 1923 г. был разобран.






города государства древней греции
остров скелетов поиск кладов
где и когда изобретен компас
изобретатель стиральной машины автомат