Константин I Великий, Римский Христианский Император И Основатель Константинополя Правил В 312-337 Гг.
В III веке н. э. в римской армии стало популярным солнцепоклонничество, и приверженность Флавия Валерия Константина культу Sol Invictus («непобедимого Солнца») не была чем-то исключительным. Константин разделял римскую убежденность в том, что земной успех - это награда человеку за благочестие, и поэтому провозгласил, что избранный им бог является его личным другом. Однако обращение Константина в христианство, ранее преследуемое, сначала пошатнуло, а затем разрушило традиционную римскую религию с ее ритуальными жертвоприношениями и актами божественного покровительства.
Стремление Константина к единству церкви и четко сформулированным доктринам дало христианству новый облик в то время, когда оно вполне могло исчезнуть, как исчезли в позднероманском мире другие мистические религии. Это обращение изменило и историю Римской империи, поскольку теперь христианство оказалось тесно связано с поддержанием общественного спокойствия и правопорядка. Ранних христиан преследовали и уничтожали, поскольку они отказывались поклоняться римским императорам, а вера в то, что обожествление любого существа помимо истинного единого Бога является кощунственным, была неотъемлемой частью христианского монотеизма. Однако идея священного политического устройства, благословляемого церковью, оказалась необыкновенно привлекательной для правителей, пришедших после Константина. С той поры неповиновение можно было считать ересью и изменой. Идея правления, сосредоточенного на единстве государства и всегда готового к репрессиям, - следствие революции, осуществленной Константином, - еще долго оставалась актуальной.
Рождение византийской империи
Константин был сыном Флавия Валерия Констанция Хлора, военачальника, ставшего цезарем, или помощником императора, в 293 г., а потом бывшего Максимиана на западе. После развода Констанция с матерью Константина Еленой их сын воспитывался на Востоке при дворе императора Диоклетиана в Никомедии (ныне Измит в Турции). Там он мог познакомиться с христианством, с 303 г. жестоко преследуемым Диоклетианом в восточных провинциях, города которых были главными центрами этой веры.
Культурная среда в Никомедии была греческой, но языком двора и воспитания Константина служила латынь. Несмотря на свое недостаточное владение греческим языком, Константин, став императором, принял смелое решение построить новую столицу и административный центр своей империи на греческом востоке. С объявления Константинополя в 330 г. столицей начинается история Византийской империи - государства, возникшего в результате эволюции Восточной Римской империи. Местоположение города у Босфора, пролива, разделяющего Европу и Азию, символизирует римский порядок, возродившийся на Востоке после долгих лет смуты, царившей в III в.
Константина I провозглашают императором в Йорке
Отсутствие в империи единства достигло апогея в 305 г., когда оба императора, Диоклетиан и Максимиан, отреклись и были замещены своими помощниками, Галерием и Констанцием. Притязания Константина стать цезарем вместо своего отца были отклонены. На западе вместо Констанция стал править Флавий Валерий Север, а на востоке вместо своего дяди Гале-рия правителем стал Галерий Валерий Максимин. Константин временно отошел от борьбы за власть и присоединился к британской кампании своего отца, а после смерти Констанция в Эбуракуме (Йорке) в 306 г. был провозглашен армией императором. В последовавших за этим войнах главными соперниками стали Константин и Максенций, сын бывшего императора Максимиана. В 312 г. Константин вторгся в Италию и победил Максенция в сражении у Мильвийского моста неподалеку от Рима. Теперь он был императором Западной Римской империи, тогда как Лициний стал императором на востоке, в результате чего время от времени между ними вспыхивали конфликты. В 324 г. Константин одержал над Лицинием военную победу и стал единовластным правителем запада и востока.
Божественное вдохновение
По словам Константина, на него снизошло божественное откровение, когда он находился в походе во главе войск к югу от Рима в 312 г. Позднейшая версия, записанная его придворным историком Евсевием, гласит, что Константину было видение христианского креста, сопровождаемое гласом: «Побеждай именем моим». Быть может, это был всего лишь восторг апологета, однако не подлежит сомнению, что Константин решил вступить в сражение у Мильвийского моста как христианин, приказав своим воинам начертать на щитах христианскую монограмму. С этого момента он объяснял свои успехи помощью божественного провидения, творящего историю. Надпись на триумфальной арке, воздвигнутой в Риме в честь победы над Максенцием, сообщает, что своей победой Константин обязан «божественному вдохновению», однако не забывает восславить гений императора. Статуя, изваянная в то же время, изображает Константина с крестом в руках, а надпись на постаменте гласит: «Под этим символом спасения я освободил ваш город от тирана и вернул свободу Сенату и римскому народу».
Миланский эдикт Константина (313 г.) провозгласил терпимость к христианам и в то же время возвратил им собственность, конфискованную во время гонений. Однако в действительности своим вновь обретенным авторитетом христианство обязано прежде всего особой благосклонности императора и его приношениям: Константин подарил римскому епископу дворец, известный под названием Латеран. Позже на месте этого дворца был построен новый кафедральный собор Святого Иоанна. Кроме того, Константин издал указы, дарующие духовенству экономические и юридические привилегии и освобождающие его от общественных повинностей. Впоследствии он запретил казнь через распятие и сожжение некоторых категорий преступников. Официально поощрялось соблюдение суббот и дней памяти святых.
Противоречия внутри христианства
Церковное единство было залогом единства империи. Разделенная церковь навлекала гнев Божий и ставила под угрозу тот особый статус, который был предназначен Константину Божественным провидением. Таким образом, отношение к схизме было у Константина глубоко личным. Особым влиянием обладала североафриканская церковь, а местное движение раскалывало ее, провозглашая, что отступники отлучены от церкви. Изменить столь жесткую позицию императору было нетрудно. Декларация Константина, гласившая, что он «епископ всех, кто вне церкви», защитила права отлученных и способствовала их возвращению в лоно церкви. Однако теология арианства представляла собой неразрешимую проблему. Как всегда, Константину было важно сохранить порядок и дисциплину. Последователи Ария из Александрии подчеркивали едино сущность Бога и отрицали божественное происхождение Христа. Константина не слишком волновали теологические тонкости догмата о Троице. Однако он недооценил накал страстей, и Никейскому собору, созванному в 325 г., не удалось преодолеть раздоры, которые будут сопутствовать царствованию Константина.
Константин обращается к востоку
В 326 г. Константину пришлось заняться личными проблемами, связанными с отсутствием единства в семье: при загадочных обстоятельствах он велел умертвить своего старшего сына Криспа и его мачеху Фаусту Убийство произошло в 326 г., когда Константин находился в Риме на празднествах по случаю двадцатилетия своего царствования. Будучи там, он причинил обиду, отказавшись принять участие в языческой процессии, и оставил этот город, чтобы никогда не возвращаться. Теперь его мысли были сосредоточены на Востоке, что вполне естественно, поскольку именно там в IV веке концентрация интеллектуальных и экономических ресурсов была наивысшей в империи, тогда как Рим становился все более провинциальным, хотя и оставался оплотом умилительной преданности. Паломничество, которое совершила мать Константина Елена в Иерусалим и Святую землю, состоялось сразу же после сыноубийства и, возможно, было актом покаяния. Однако результатом его было дальнейшее расширение границ империи и обострение амбиций, так как Елена приказала построить церкви в предполагаемых местах рождения Иисуса Христа и его вознесения.
Новые церкви в Иерусалиме, Риме и Константинополе
В 336 г. Константин освятил церковь Гроба Господня в Иерусалиме, поставленную на предполагаемом месте распятия Христа. Позднее появятся легенды, утверждающие, что подлинный крест, на котором был распят Христос, был то ли обнаружен самой Еленой, то ли извлечен на свет во время строительных работ на этом месте. Это было использовано как доказательство того, что Бог по-прежнему благосклонен к христианскому императору. Аналогичная политика архитектурной пропаганды проводилась и в Риме, где в конце 320-х гг. на Ватиканском холме началось строительство собора Святого Петра, и в Константинополе, где были заложены собор Святой Софии и церковь Апостолов. Кроме того, строительство церквей в Антиохии, Александрии, Трире, Никомедии и Газе продемонстрировало широту представлений Константина об имперском христианском стиле.
Лишь перед самой смертью император решил креститься, что свидетельствует как об искренности его веры, так и о понимании своей греховности: руки у правителя были в крови. А потому лучше было ждать встречи с Богом, будучи неотягощенным обязательствами, налагаемыми крещением. Перед своей смертью в Никомедии Константин отверг императорский пурпур и облачился в белую рубаху неофита, готовящегося к крещению. Его тело перевезли в Константинополь и погребли в церкви Апостолов. При жизни он объявил себя, то есть равноапостольным - отражением этого являются статуи двенадцати апостолов, стоящих по обе стороны его гробницы.
Конец античности
Преследования Константином язычников ярче, чем что бы то ни было, знаменовали начало конца классической античности. Тем не менее император должен был действовать с осторожностью, учитывая свойственный римской культуре консерватизм. От римских императоров ожидали поддержки, а не искоренения традиций, потому истинные масштабы революции следовало скрывать. Константин терпимо относился к традиционной народной магии, и провинциальное духовенство, оплот мирской жизни деревни, пережило его царствование. Однако с монет Константина постепенно исчезали изображения языческих богов. Была введена новая золотая монета, $о11с1и$, которая на протяжении столетий оставалась стабильной византийской валютой. Константин славился своей расточительностью, и разграбление древних языческих храмов позволяло ему щедро одаривать своих сторонников. В то время главным источником пополнения государственной казны стал введенный Константином пятилетний налог на коммерческую деятельность, весьма обременительный и вызвавший негодование.
Одним из достижений Константина было четкое разделение гражданской и военной власти, основанное на реформах Диоклетиана. Точно так же превращение Диоклетианом Никомедии в главный город Востока предшествовало основанию Константинополя. Этот город стал центром культурной революции, осуществленной Константином и повлекшей за собой возникновение нового христианского правящего класса.
Теперь наравне с традиционной классической культурой развивалась христианская библейская культура. Отчасти посредством законов, но в основном личным примером Константин сделал христианство социально привлекательным. Это стало наиболее значительным его наследием и легло в основу идеи христианского государства.
жак-этьен и жозеф-мишель монгольфье,биография |
яри |
хопеши фараона |
бесшумные автоматы |