Материалы


Глаза субмарины - Разведывательные самолеты на подводных лодках

Опыт боевого применения кайзеровских подводных лодок в начале Первой мировой войны выявил не только их блестящие качества, но и ряд серьезных технических недостатков, и прежде всего ограниченность обзора. Даже когда субмарина всплывала, с высоты ее рубки просматривалось лишь 10-12 миль водной поверхности. Это, конечно, очень мало, особенно при действии на океанских коммуникациях одиночных подводных лодок. Выход напрашивался сам собой: попробовать оснастить лодку самолетом, однако перед конструкторами встали огромные технические трудности. То, что для подлодки годился лишь небольшой плавающий, притом разборный аэроплан, было очевидно. Но каким сделать ангар на борту, как он повлияет на характеристики лодки, особенно на ее плавучесть, где и как хранить горючее и запасы для самолета?

Когда в 1916 г. в Германии была заложена серия подводных крейсеров типа U-139, фирма Hansa Brandenburg получила заказ на самолет для этого «подводного дредноута». Занялся этим заказом тогда еще молодой конструктор Эрнст Хейнкель. В начале 1918 г. начались испытания W-20 - маленькой летающей лодки-биплана. Она имела весьма скромные летные данные, но зато весила менее 600 кг, а ее сборка/разборка занимала менее 5 мин.

В 1924 г. американская компания Martin разработала для подводного крейсера Argonaut самолет MS-1. Сверхлегкий гидроплан весом в 490 кг развивал скорость 166 км/час, но его сборка и подготовка к полету занимали 4 ч, а разборка и того больше. И ведь все это время лодка должна была находиться на поверхности, в самом опасном для себя неподвижном состоянии! Подводники категорически отказались от такого помощника. В 1926 году был готов еще один американский «подводный» самолет - Х-2, который мог взлетать с подводной лодки, занявшей позиционное положение. Предстартовые операции на нем завершались за 15-20 мин, но американские подводники не взяли самолет на вооружение и прекратили эксперименты подобного рода.

Когда в 1920 г. в состав британского флота вошел подводный монитор М-2, вступили в силу ограничения Вашингтонской конференции, согласно которым подводные лодки не могли нести артиллерию калибром более 203 мм. По этой причине был принят проект переоборудования М-2 в... подводный авианесущий корабль! Двенадцатидюймовка была демонтирована, а на ее месте вблизи рубки соорудили легкий ангар длиной 7, высотой 2,8 и шириной 2,5 м с большим герметическим торцевым люком. На крыше ангара стоял подьемный кран. При погружении в воду ангар заполнялся сжатым воздухом, чтобы его стенки могли противостоять давлению. Вместо орудия на нем установили водонепроницаемый ангар для гидросамолета, а также кран для его подъема из воды. После первых испытаний в 1927 г. ангар оборудовали маслоподогревателем и электролебедкой, а перед ним установили катапульту. Сделали люк, через который ангар соединялся с жилым отсеком авиагруппы, состоящей из 2 летчиков и 8 механиков. Все это позволило сократить время взлета до 5 минут. Специально для М-2 фирма Parnell создала гидросамолет Pato, в кабине которого кроме летчика размещался наблюдатель. Самолет заслужил высокую оценку, и фирма в 1930 г. взялась за создание еще более миниатюрного самолета Prawn весом всего 500 кг, который мог бы уместиться в цилиндре диаметром 1220 мм. Однако 26 января 1932 г, М-2 погибла со всем экипажем в проливе Ла-Манш. 3 февраля ее обнаружили на дне и осмотрели: причиной трагедии оказались преждевременно открытые створки ангара. После этого британцы охладели к подводным авианосцам и более к ним не возвращались.


23.09.2017




дымный порох составляющие
размещение экипажа в башне
история воздушного шара
чинкуеда