Материалы


Бесхвостая «Жар-птица» - Разработка самолетов-«бесхвосток» в СССР

Одновременно с Липпишем работал над самолетами бесхвостой схемы молодой советский конструктор А.С.Москалев. В 1934 г. под его руководством был построен экспериментальный двухместный истребитель САМ-7 «Сигма» - бесхвостый низкоплан с нестреловидным трапециевидным крылом, на концах которого установлено вертикальное оперение-шайбы. Рулями высоты служили щелевые закрылки, расположенные по всей задней кромке крыла. Элероны составляли их внешнюю часть. Испытания САМ-7 свелись только к рулению, пробежкам и небольшим подлетам по прямой. В 1937 г. по проекту Москалева был построен экспериментальный самолет «Стрела» с треугольным крылом толстого профиля малого удлинения с эллиптическими очертаниями в плане, которое было как бы обтекателем двигателя в 140 л. с. и закрытой кабины летчика. На первых порах пилотирование «Стрелы» показалось летчикам весьма сложным, особенно выполнение маневра по горизонтали. Крыло малого удлинения требовало большого угла атаки на взлете и посадке. Все это было следствием сравнительно небольших скоростей, которые «Стрела» могла развивать с двигателем мощностью всего в 140 л. с. Когда же летчики освоили самолет, «Стрела» и с этим двигателем летала хорошо и развивала скорость более 300 км/час. Позднее Москалев создал проект истребителя РМ-1 такой же схемы.

В 1936 г. под руководством К.А.Калинина был спроектирован бесхвостый бомбардировщик К-12. Схема «бесхвостка» позволяла установить в хвосте фюзеляжа стрелковую турель, которая могла вести круговой обстрел. Бомбовая нагрузка достигала 500 кг. На К-12 были установлены два двигателя М-22 мощностью 480 л. с. В сентябре 1936 г. самолет выполнил все предусмотренные испытания и показал отменные характеристики, хотя освоение столь необычной машины давалось пилотам с трудом. 18 августа 1937 г. К-12 участвовал в воздушном параде в Тушино. Специально для этого события самолет раскрасили под сказочную Жар-птицу.

В конце 1937 г. на машину установили более мощные двигатели М-25 с винтами изменяемого в полете шага, убирающееся шасси с электроприводом и несколько измененное вооружение. В таком виде К-12 уже был рекомендован для серийного производства. Вместе с тем начал прорабатываться проект нового самолета - на нем К.А.Калинин предполагал установить вертикальное оперение в струе винтов, сняв шайбы с концов крыла. В апреле 1938 г. был подписан акт о развертывании серийного производства самолета. Однако почти одновременно с этим конструктор был арестован и вскоре умер в воронежской тюрьме. Некоторое время небольшая серия из десяти К-12 все же строилась, но вскоре приказом наркома оборонной промышленности все работы были прекращены.

В 1938 г. конструкторский коллектив под руководством В.Н.Беляева на основе опыта удачных планеров приступил к разработке бомбардировщика ДБ-ЛК (дальний бомбардировщик - летающее крыло) совершенно необычной схемы. Двумя фюзеляжами были образованы удлиненные мотогондолы с двигателями М-87Б по 950 л. с, за которыми размещались кабины стрелков с пулеметными установками в виде вращающихся вокруг осей фюзеляжа остекленных колец. На задней части центроплана расположено большой площади вертикальное оперение. Горизонтальное оперение расположено очень высоко на киле. Оригинальная компоновка ДБ-ЛК позволила получить прирост скорости и дальности полета за счет уменьшения аэродинамического сопротивления и веса конструкции, отличалась рациональным размещением экипажа, бомбовой нагрузки и топлива.


22.11.2017




архимеда биография и изобретения
первый книго печачик на руси при еване грозном
латное предплечье
кинжал кама история