Место для водителя - Танки с размещением экипажа в башне

Конструкторы неоднократно предпринимали попытки снизить высоту корпуса танка, лобовой лист которого наряду с башней является главным «уловителем» вражеских снарядов. Однако сделать это радикально не позволяло размещенное в передней части корпуса отделение управления. И тогда были предприняты попытки отказаться от размещения водителя в корпусе, пересадив его в защищенную башню.

В 1952 г. в СССР была создана самоходная артиллерийская установка СУ-100М. Ходовую часть САУ разрабатывали в Харькове, а артиллерийскую - в Перми. 100-мм пушку М63 со стволом длиной 5570 мм поместили не в традиционной неподвижной бронерубке, а в башне обтекаемой, почти сферической формы, несколько сместив ее к корме. Конструкторы стремились понизить высоту линии огня, чтобы машина была устойчивой при стрельбе прямой наводкой. Для этого корпус машины сделали предельно низким, а весь экипаж, в том числе и механика-водителя, впервые в мире разместили в башне. Для вращения самой башни и места водителя была применена гидравлика.

В 1962-1964 гг. на Челябинском тракторном заводе был создан ракетный танк «Объект 775». Он был вооружен нарезной 125-мм пушкой Д-126, стрелявшей УР «Рубин» и неуправляемыми активно-реактивными осколочно-фугасными снарядами «Бур». Гидропневматическая подвеска позволяла осуществлять ступенчатое изменение клиренса машины. Оба члена экипажа размещались в изолированной кабине внутри башни. Механик-водитель располагался справа от пусковой установки и имел вращающуюся башенку, которая вместе с сиденьем удерживалась на месте при вращении башни специальными механизмами. При этом механик-водитель и его смотровой прибор постоянно оставались направленными вдоль продольной оси корпуса.

Во второй половине 1960-х гг. перед странами НАТО встал вопрос о создании замены танку М60 Patton. Новая машина, получившая обозначение МВТ-70, разрабатывалась совместно американскими и немецкими специалистами. В ней было воплощено множество весьма оригинальных для своего времени технических решений: регулируемая гидропневматическая подвеска, дистанционно управляемая станция вспомогательного вооружения, размещенный в кормовой нише башни автомат заряжания и многое другое. Танк не имел отделения управления. В переднем отделении танка размещался топливный бак, изолированный от боевого отделения герметичной бронеперегородкой. Весь экипаж располагался в башне танка. Водитель был размещен в отдельной вращающейся капсуле, подвешенной внутри башни на закрепленном на крыше подшипниковом погоне. В ее верхней части имелся купол наблюдения с двустворчатым люком. Гидравлический привод обеспечивал контрвращение капсулы относительно башни танка таким образом, чтобы капсула всегда была ориентирована вдоль продольной оси танка или с отклонением в 50° в ту или другую сторону. Позиция с отклонением использовалась для того, чтобы водитель мог применять для вождения боковой перископ купола в случае повреждения переднего. Кроме того, капсула имела фиксированное положение, развернутое на 180° относительно продольной оси башни; такое положение использовалось, когда башня была развернута по-походному. Внутренняя часть капсулы могла гидравлически регулироваться по высоте, для того чтобы обеспечить управление при открытом люке водителя. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось сзади.

МВТ-70 получился слишком дорогим и поэтому в 1970 г. совместный проект был прекращен, разделившись на две независимые национальные программы - американскую ХМ803 и германскую Leopard-2.






водопровод в средние века
конфликт 1958 на ближнем востоке
штык ножи второй мировой войны
рассказ о героях древней греции