«Пречистая Дева»
Время: 1641-1687 гг.
Место: Карибское море, Большие Антильские острова (87 км от острова Гаити Судьба корабля «Нуэстра Сеньора де ла Консепсьон» («Пречистая Дева») - подтверждение того, что любая легенда может обернуться реальностью и вознаградить преданного исследователя, посвятившего свою жизнь ее подтверждению. Груз судна - один из величайших кладов в истории мореходства, причем дважды потерянный и вновь найденный.
«Золотая» осень 1641 года
Построенный в 1620 г. галеон «Нуэстра Сеньора де ла Консепсьон» был флагманом «Золотого флота». На нем испанские торговцы переправляли через Атлантику добытые в Южной Америке сокровища. Судно прослужило Испании
20 лет, доставив немалую часть богатств колониальных стран. По свидетельству архивных документов, груз «Консепсьон» 1641 г. можно считать самым крупным за всю историю морских перевозок. Корабль должен был переправить все колониальное серебро, добытое за год. В трюме даже не хватило места для сундуков, заполненных слитками и недавно отчеканенными монетами. По приказу командующего перевозкой сундуки начали складировать прямо на палубе, проигнорировав предупреждение адмирала флотилии Хуана де Вилья Винсенсио об опасности таких перегрузок. Кроме того, помимо официального фрахта, как утверждают историки, губернатор Коркуэра разместил на галеоне немалое количество контрабандных украшений, которые должны были послужить взяткой или подарками влиятельным друзьям.
Задержавшись из-за объемов груза в порту почти на месяц «Пречистая Дева» вышла в океан в конце сентября 1641 г., в то время когда Атлантика находится во власти суровых северных ветров и капризных циклонов. Как правило, моряки предпочитали не искушать судьбу и не планировать дальние путешествия в такой период. Но если делом руководят торговцы, то что такое тысячи километров всевозможных опасностей для человека, спешащего получить прибыль? Корабль попал в шторм, мачты были сломаны, и капитану ничего не оставалось, как стать на якорь в ближайшем порту. Было решено плыть в Пуэрто-Рико. Но спутавшие координаты лоцманы не смогли вовремя предупредить капитана, и корабль налетел на риф поблизости от Гаити. Несмотря на все усилия команды, пытавшейся восстановить равновесие корабля, выбрасывая за борт моментально обесценившееся серебро, «Консепсьон» было уже не спасти. Как не спасти и большую часть экипажа: из более чем 500 матросов выжило 190. Лишь их единодушное заступничество уберегло капитана от эшафота за нанесенный казне Испании ущерб. Моряки все как один уверяли военный трибунал, что в сложившейся ситуации никто не смог бы совершить большего для спасения корабля.
Весть о грандиозном кораблекрушении моментально разошлась среди пиратов - и десятки кораблей принялись бороздить окрестности Эспаньолы в поисках «Пречистой Девы» в те далекие годы найти затонувший корабль можно было исключительно благодаря везению, которое, как свидетельствует история, оказалось не на их стороне.
Отмель богатства
Единственным счастливчиком, сумевшим обнаружить небольшую часть сокровищ затонувшего галеона, оказался сэр Уильям Фипс. в 1687 г. он совершил обогатившее его открытие. При помощи ловцов жемчуга со дна отмели подняли почти 30 т серебра, обеспечивших Фипсу безбедное существование до конца дней. Как водится в таких случаях, мореход не раскрыл секрет местонахождения «Консепсьона», отклоняя всевозможные щедрые предложения и льстивые увещевания.
Свою тайну Фипс унес в могилу, а его многочисленные последователи так ничего и не нашли. Постепенно интерес к подводному тайнику падал, и за две сотни лет история испанского галеона превратилась в легенду... В 1970-е гг. посвятивший жизнь поискам морских кладов американец Берт Уэббер загорелся идеей найти сокровища «Пречистой Девы». Четыре года ушло лишь на то, чтобы с помощниками просмотреть все европейские архивы, в которых могла содержаться любая информация о судне. Еще несколько месяцев Уэббер потратил на то, чтобы убедить местное правительство выдать уникальный патент на разработку морского дна в обмен на обещание передать казне 50 % найденного. В 1977 г. кладоискатель, заняв изрядную сумму денег, совершил первую экспедицию к берегам Гаити. И хотя ничего ценного разыскать не удалось, Уэббер не унывал и продолжал собирать необходимые сведения. Казалось его совершенно не тяготила неопределенность затеи. Сосредоточившись на одной задаче, он настойчиво пытался отыскать ее решение. И неожиданно нашел. Уэбберу удалось обнаружить подсказку - бортовой журнал корабля «Генри», который участвовал в поисках «Консепсьон», организованных капитаном Фипсом. Внимательно прочитав и проанализировав записи, сопоставив замечания с имевшимися данными и наложив их на водную карту, Берт с точностью до нескольких десятков метров определил местоположение затонувшего галеона. Убедив инвесторов дать еще один заем на полмиллиона долларов, он немедленно собрал команду и отправился в намеченное место. Уэббер все поставил на карту и верил в успех. И эта вера оправдалась. Команда нашла обломки «Консепсьона» буквально в первый же день поисков. Еще некоторое время ушло на то, чтобы отыскать на дне среди песков часть корабельного трюма. В нем искателей ждали буквально горы серебра. Среди сокровищ оказались монеты 1640 г., золотые цепи и украшения, китайский и европейский фарфор. Водолазы подняли с «Пречистой Девы» около 32 т серебра на сумму 14 млн долларов.
Стоит отметить, что количество найденного Уэббером серебра составляет лишь пятую часть невероятных богатств «Консепсьона».
жак-этьен и жозеф-мишель монгольфье,биография |
замки сирии реконструкция |
почему королева великобритании поощряла пиратство |
архимеда для детей |