Материалы


Людвиг II, Король Баварии Правил В 1864-1886 Гг.

Привлекательный и склонный к самоуглублению, страстный поклонник искусств и расточительный сумасброд, Людвиг был последним европейским правителем, воодушевленным идеей абсолютизма. Главным его наследием стали построенные им замки, в архитектуре которых причудливо перемешаны разнообразные стили.

Правитель-эстет

Замок Нойшванштайн, романтическое строение с византийскими и готическими интерьерами, был возведен неподалеку от замка Хоэншвангау, резиденции короля Максимилиана II, отца Людвига. Этот замок выражает претензии сына на индивидуальность и независимость. Кроме того, он является еще и важным культовым сооружением, в котором настенные росписи используют христианскую иконографию, иллюстрируя идею непорочной любви и рыцарского идеализма. Замок Линдерхоф построен в стиле рококо. В его подвалах есть грот, где ставили оперы на берег)'' подземного озера, освещенного электрическим светом, что по тем временам было редкостью. Замок Херренхимзее, дань Людвига Людовику XIV, подражал Версалю и был построен на острове посреди озера Химзее. С помощью театрального художника Христиана Янка Людвиг придумывал театральные представления, в которых король утратившей мощь Баварии мог играть свою роль.

Династия Виттельсбахов

Чтобы выжить, монархи Западной Европы времен Людвига должны были приспосабливаться к новой эпохе, когда политика определялась демократическими массами, правительства следовали централизованным методам упорядоченного бюрократического управления, а экономика определялась тяжелой промышленностью.

Людвиг сопротивлялся этой прозе жизни. Былая слава династии Виттельсбахов оставалась вполне реальной: они правили Баварией с 1180 г. сначала как герцоги, а потом с 1805 г. как короли. С 1623 г. правящий Виттельсбах входил в Коллегию выборщиков Священной Римской империи. Оккупация Баварии французской революционной армией привела к тому, что в 1801 г. она стала союзницей Франции и по Прессбургскому договору (1805) получила некоторые австрийские земли и приобрела современные границы. Поскольку страна вошла в Рейнскую конфедерацию, ее внешнюю политику контролировал Наполеон, однако Бавария обладала полным суверенитетом во внутренних делах, и баварский политический режим начала XIX в. соответствовал наполеоновскому идеалу централизованного антиклерикального государства.

 

Династия Виттельсбахов

 

Конституция 1808 г. отменила крепостное право, провозгласила равенство всех перед законом и установила всеобщее налогообложение. Эта конституционная форма правления с двухпалатным парламентом пережила падение наполеоновской империи. Таким образом, Людвигу пришлось конфликтовать с прочно укоренившейся системой конституционной монархии.

Покровительство Вагнеру

Замки Людвига станут частью современного баварского китча. Однако королевское покровительство Рихарду Вагнеру, которого он спас от долгов и нищеты, станет последним существенным вкладом германских монархов в культурное наследие и позволит композитору завершить свой оперный цикл

 

Покровительство Вагнеру

 

«Кольцо Нибелунгов». Вагнер сочувствовал либерально-национальным революциям, прокатившимся по Германии в 1848-1849 гг., и вынужден был отправиться в изгнание. Амнистия 1861 г. позволила ему возвратиться в Германию. Его политические идеалы вряд ли совпадали с идеалами этого разочарованного аристократа. Однако еще юношей Людвиг пришел в восторг от концертного исполнения «Лоэнгрина» (1850), узнав себя в главном персонаже оперы, одиноком рыцаре. Обращение Вагнера к германской мифологии разбудило воображение Людвига, и он стал мечтать о будущем, в котором король рука об руку с композитором будут возрождать немецкую культуру.

Одним из первых деяний Людвига на троне стало приглашение Вагнера из Штутгарта в Мюнхен. Полностью «Кольцо Нибелунгов» впервые было с триумфом исполнено в 1876 г. в байройтском «Фестшпиль-Хаузе»; частично постановка была оплачена Людвигом. «Парсифаль», последняя опера Вагнера, также появилась на свет благодаря покровительству Людвига. Нашедшие отражение в этой опере мотивы потакания сексуальным слабостям и самоотречения, невинности и страдания составляли неотъемлемую часть жизненной истории самого Людвига.

Гомосексуальная любовь при дворе

Череда романтических безрассудств сопровождала все это семейство. Людвиг I, дед Людвига II, вынужден был отречься от престола из-за любовной связи с актрисой Лолой Монтес. Однако молодого Людвига воспитывали в строгости, в которой, как полагали, нуждался наследный принц и будущий правитель. Реакцией на суровую дисциплину стала череда гомосексуальных связей, сопровождавших всю его жизнь. Хотя Людвиг и бунтовал против политических ограничений, в своих связях он следовал прочно укорененной в дворцовых кругах традиции.

Его ближайшие друзья и любовники в основном принадлежали к аристократии. Часто это были молодые армейские офицеры, становившиеся затем его конюшенными. Среди любовников Людвига были, скорее всего, Пауль Максимилиан Ламораль фон Турн унд Таксис, который принадлежал к фантастически богатой аристократической фамилии; Рихард Хорниг, остававшийся конюшенным при короле в течение многих лет, и венгерский актер Йозеф Кайнц. Однако несмотря на свою интимную близость с королем, все эти люди обязаны были играть роли придворных.

Тем временем Бавария в новой немецкой политике значила все меньше. Прусское государство под руководством канцлера Отто фон Бисмарка, гениального тактика, в 1860-е годы играло первую скрипку в деле объединения Германии. На горизонте маячила новая страна, второй Reich, в котором будет господствовать прусская армия, прусские политики, прусская промышленность и финансы. Эта германская федерация станет главной силой в континентальной Европе. Людвиг реагировал на это болезненно. В частности, он начал проводить параллели между ним и Людовиком XIV. Если в свое время господин Версаля был «королем-солнцем», заявлял Людвиг, то сам он будет «королем-луной», тускло, но верно отражающим абсолютизм.

Людвиг подумывает о браке

22 января 1867 г. Людвиг объявил о помолвке со своей кузиной, принцессой Софьей Австрийской. За этим невероятным событием стояли военные обстоятельства, которые с самого начала предопределили его судьбу. В стратегически блестящей Семинедельной войне летом 1866 г. Пруссия разгромила Австрию. Бавария была союзницей Австрии и, как и другие австрийские союзники, вынуждена была признать прусское превосходство. Людвиг уже не был королем независимой страны. Какие же цели в таких обстоятельствах мог преследовать брак, означавший союз с Австрией, всего лишь еще одной побежденной страной? Людвиг, столкнувшийся с требованием двора произвести на свет наследника, задумался о браке зимой 1866-1867 гг. Однако как личные, так и дипломатические обстоятельства привели его к мысли о бессмысленности этого брака, и в октябре 1867 г. помолвка была расторгнута.

Бавария переходит под контроль Пруссии

В 1867 г. Людвиг вынужден был сделать еще одно заявление: впредь Бавария будет союзницей Пруссии на условиях так называемого «договора о взаимной защите». Таким образом, Бавария обязана была поддержать Пруссию в ее войне с Францией, разразившейся в 1870 г. и закончившейся в сентябре того же года разгромом французской армии под Седаном. Тогда же Людвиг под давлением Бисмарка вынужден был публично объявить о создании новой германской империи. Автономия, предоставленная Пруссией Баварии в соответствии с германской конституцией 1871 г., ограничивалась контролем над местной почтовой и телеграфной службой и железными дорогами. Однако эти остатки независимости существенно повлияли на судьбу Людвига.

Безумен или нет?

В 1870-х гг. Людвиг общался с остатками своего мюнхенского правительства почти исключительно с помощью посредников, гонцов и телеграмм. Плести интриги против такого уединившегося государя было нетрудно, и правительство назначило психиатрическую комиссию, которая должна была предоставить доклад о состоянии психического здоровья короля. Комиссия поставила удобный диагноз: паранойя. 10 июня 1886 г. правительство официально объявило Людвига сумасшедшим и назначило его дядю князя регентом. Это был классический переворот. Телеграммы Людвига друзьям и в газеты с просьбами о помощи перехватывались. Король был схвачен в ранним утром 12 июня и отправлен под наблюдение в замок Берг, находящийся к юг)'' от Мюнхена.

Был ли Людвиг в самом деле безумен? Бисмарку, которого трудно заподозрить в сочувствии к сумасшедшему, между 10 и 12 июня удалось передать Людвигу записку, в которой он убеждал короля бежать в Мюнхен и там предстать перед своим народом. Несмотря на годы уединения, король по-прежнему пользовался популярностью, и баварские крестьяне пытались ворваться в, чтобы освободить Людвига и перевести его через границу.

Прижизненный миф

Тот факт, что Людвиг стал мифом еще при жизни, говорит в его пользу. Ночные вылазки Людвига на санях XVIII в. в сопровождении слуг, одетых в ливреи того же времени, часто сопровождались неожиданными остановками, во время которых он заходил в гости к местным крестьянам. Истории об этих монарших визитах, передаваясь из уст в уста, обрастали новыми подробностями. Грандиозные строительные проекты короля тоже пользовались популярностью, давая работу множеству баварских крестьян. Построенные замки привлекали туристов и обеспечивали приток денег в эту небогатую страну, экономика которой в основном базировалась на сельском хозяйстве, в отличие от процветающей промышленной а Пруссии. Политиканы в Мюнхене заявляли, будто Людвиг делает государство банкротом. Сторонники Людвига утверждали, что он оплачивает свои проекты из собственного кармана. Кто бы ни был прав, Людвиг стал анахронизмом, королем-отшельником, лишенным власти.

Убийство или самоубийство?

Вечером 13 июня Людвиг попросил разрешения отправиться на прогулку по берегу озера Штарнберг неподалеку от замка Берг. Профессор Бернгард фон Гудден, психиатр, возглавлявший комиссию по обследованию короля, отправился вместе с ним, сказав телохранителям, что в них нет никакой нужды. Оба они незадолго до полуночи были обнаружены мертвыми в воде неподалеку от берега. И хотя при вскрытии в легких Людвига не было обнаружено воды, последовало официальное заявление, что он покончил с собой, утопившись в озере. То обстоятельство, что он был хорошим пловцом, лишь добавляло загадочности и послужило поводом для толков о заговоре и убийстве.

Заключительный акт жизни этого короля-эстета полон трагизма, но в то же время вполне соответствует его образу. Темы любви к красоте и роковой тяги к смерти всегда тесно переплетались в искусстве немецкого романтизма, в литературе и музыке. Обе эти темы являются характерными лейтмотивами в операх Рихарда Вагнера. Воды Рейна постоянно присутствуют в «Кольце Нибелунгов», где силы гармонии протестуют против засилья современного материализма и содержится идея о том, что ищущие любви не должны искать власти. Эти темы присутствовали и в жизни Людвига II, витая над водами озера Берг в тот летний вечер, когда сумрак ночи окутал мертвое тело сломленного короля.

 

 

18.11.2017




когда изобрели порох
доспехи древних рыцарей латы способы изготовления.
архимед и его открытия в физике
первые лазеры