Геральдические Знаки И Одеяния
Одной из серьезных проблем на поле-боя, особенно для воинов в закрытом шлеме с узкими прорезями для глаз, была необходимость оценить общую обстановку и понять, кто находится рядом с ними. Наиболее простым решением бы оставаться вблизи знамени своего сеньора и всем вместе только наступать.
Рыцари ордена св. Иоанна Иерусалимского готовятся к обороне Родоса. Миниатюра ил - Истории осады Каурсина. 14ЯЗг
Однако как только наступление прекращалось и серию беспорядочных стычек и отличить своих от противников становилось очень трудно.
Однако так было не всегда. Когда норманны и англосаксы сошлись в 1066 г. на папе при Гастингсе, различить две стороны враждующих особого труда не составляло. Верховой воин был скорее всего норманном, а вооружение было настолько разным, что проблема практически решалась сама собой. Но если в бой вступали отряды, сходные по вооружению, требовались какие-то специальные знаки, помогавшие отличить своих от чужих.
Форменная одежда одинаковые знаки на щитах могли бы в этом помочь, но такой путь был не по душе индивидуалистской натуре рыцаря. Ведь в этом случае сеньора невозможно было бы отличить от менее знатного воина. Однако это могло бы снизить потери от ударов своих же соратников, и к тому же легче было преумножить свои Заслуги в хвастливых беседах возле лагерного костра после боя.
Рыцарь, совершивший подвиг, мог пожелать, чтобы его щит был украшен каким-либо особым образом, чтобы впоследствии соратники могли отличить его даже в гуще боя. Стремление к ношению знака отличия постепенно превратилось в то, что мы сегодня понимаем под геральдикой - сложной системой, обладающей собственной терминологией и целым сводом законов и правил. Геральдика стала активно развиваться в двенадцатом веке. Считалось, что герб каждого рыцаря должен быть уникальным, но иногда встречались и повторы. Такие ситуации воспринимались очень болезненно и порой приводили к открытой вражде: в ходе подобных конфликтов оба представителя рыцарских родов пытались доказать, что именно они имеют право на ношение данного герба.
Система геральдических знаков превратилась в своеобразный свод символов. Сложились правила, определявшие, кто из членов семьи имеет право на наследование герба, и какие изменения должны вноситься в изображения гербов второго и последующих сыновей, наследующих рыцарское звание. При слиянии родов их гербы и девизы могли определенным образом комбинироваться, причем это также определяло! ь специальными.
Со временем геральдические изображения вес более усложнялись, постепенно теряя свою исходную функцию знака, позволяющего быстро отличить друга от противника. Еще больше осложняло ситуацию снижение роли щита как элемента доспеха. Соответственно, стали появляться другие способы идентификации если не конкретного рыцаря, то хотя бы стороны, на которой он сражается. В XIII в. распространение получило сюрко, или табард - носимое поверх доспеха одеяние, расшитое рыцарскими гербами. Именно сюрко положило начало существующему и поныне в западноевропейских языках термина coat of arms (дословно -гербовое одеяние»), чаще всего означающему сегодня просто «фамильный герб».
Некоторые организации вводили для своих воинов нечто похожее- на униформы. Так. рыцарям ордена тамплиеров полагался простой знак, состоявший из красного креста на белом поле - именно он помещался на сюрко или чипе вместо личного герба. Некоторые сеньоры также вводили условные знаки, которые наносились на щиты рыцарей их отрядов.
В некоторых частях Европы, особенно в позднее Средневековье поступавшие на службу рыцари-наемники тоже вынуждены были носить на своих щитах чужие гербы. Рыцарь, не нанявшийся еще в чью-либо армию или отряд, как правило, герба не нес - таких называли
черными щитами. Другой термин, принятый для обозначения рыцаря-наемника, дало его оружие: его называли
свободным копьем» (free lance). Сегодня словом freelancer обозначают человека, выполняющего работу на основе краткосрочных договоров.
Иллюстрированный шпанский манускрипт XIII в.