Материалы


Религиозные Течения В Европе

Набожность, растущие познания в области религии и увлеченность ею послужили причиной волнений в христианском мире.

 

Источники Реформации

Под словом «реформация» понимают религиозную революцию XVI века. Ей предшествовало общее чувство недовольства Римско-Католической церковью, которое начало зреть с эпохи Возрождения. Особенно в Центральной Европе многие считали церковь «самодовольным сторожем» христианства. Слишком многие представители духовенства отличались ленью и жадностью. Зачастую их интеллектуальные и нравственные качества заставляли сомневаться в их соответствии занимаемому положению. Росла и степень познания Библии, которая стала доступна широкому кругу читателей после изобретения печатного станка в 1445 году. Новые знания привели к росту числа критических замечаний в адрес церковного верховенства.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЕВРОПЕ

 

Характерной чертой эпохи Возрождения было появление ростков гуманизма, который распространился по всей Центральной Европе и который поддерживали такие теологи, как Эразм Роттердамский.

Эразм Роттердамский (1466-1536) был набожным христианином и убежденным гуманистом, который заявил, что ритуалы и богослужения в церкви не имеют ничего общего с учением Христа. В своих сочинение он призывал к проведению внутренней реформы церкви. Английский гуманист Томас Мор (1478-1535) там же был верующим католиком. Он был казнен по приказу короля Генриха VIII, так как отказался клясться ему в верности и не хотел присягать Риму. Как и Эразм Роттердамский, Томас Мор был уверен в том, что ре формы необходимы. Он также написал эссе, в котороюразоблачил злоупотребления служебным положение» со стороны папы и церкви. Труды этих людей, а тага других известных гуманистов оказали существенное влияние и были особенно внимательно изучены одним монахом, принадлежащим к ордену Святого Августина по инициативе которого зажглась первая искра Рефор мации. Этим монахом был Мартин Лютер.


Мартин Лютер

Мартин Лютер родился в 1483 году и три года провел в монастыре августинцев, после чего в 1507 году был посвящен в сан священника. В 1510 году он посетил Рим и из первых рук узнал, как продаются индульгенции с целью финансирования строительства собор Святого Петра. Торговля индульгенциями была сомнительной практикой церкви, что вызывало возмущение у многих сторонников реформ. В некоторых религиозных догматах утверждалось, что человек попадание на небо лишь после раскаяния в грехах. Само раскаяние являлось личным внутренним делом, однако чтобы показать, что человек раскаялся, он должен совершить хорошие и благие дела. Индульгенции позволяли людям «покупать» хорошие дела и проповедуемое духовенством всепрощение, чтобы таким способом продемонстрировать свое раскаяние. В результате церковь получала колоссальные денежные суммы, с помощью которых вознаграждала себя саму и оплачивала свою работу. С другой стороны, грешники могли продолжать грешить дальше и покупать прощение своих грехов.

Когда Лютер Кинг возвратился в Виттенберг, он начал создавать свое теологическое учение, направленное против индульгенций. В 1517 году в ходе одной драматической акции он прибил гвоздем к двери замковой церкви в Виттенберге свои «Тезисы». Это вызвало бурную дискуссию. Лютер был обвинен в ереси, призван в Рим и должен был держать ответ за свои действия. Однако он отказался это делать. Когда в 1521 году он по указанию папы был отлучен от церкви, он сжег папскую буллу, отлучающую его от церкви. Карл V приказал Лютеру явиться в Вормский рейхстаг, где тот изложил свои взгляды. И хотя его отпустили, защиту и поддержку он нашел у саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, который доставил его в Вартбург. Там Лютер написал несколько трудов и перевел на немецкий язык Новую Библию. Он умер в 1546 году.


Протестантские группы

«Тезисы» Лютера вызвали бурные религиозные дискуссии, откликом которых стало восстание рыцарей в Германии. Его учение было принято многими вождями, которые только и ждали того, чтобы, наконец, отделиться от Римско-Католической церкви. Поэтому эпоха реформации породила не реформирование католической церкви, а раскол западных христиан на две ветви: католическую и протестантскую. Более того, в протестанстве возникло множество различных направлений, сект и церквей. В швейцарском кантоне Цюрих жил человек по имени Ульрих Цвингли, который пользовался большим авторитетом. Опираясь на учение Лютера, он проводил собственные церковные реформы. Он полагал, что все вещи, для которых в Ветхом или Новом Завете отсутствует ясное и дословное толкование, не являются истинно христианскими. Радикально-фундаментальное христианство Цвингли все более широко распространялось по Швейцарии.

Другие страны следовали образцу Швейцарии, и протестантство  распространилось  в  Священной Римской империи, в странах Балтии и на востоке, вплоть до Франции. Особой популярностью во второй половине XVI века пользовались идеи француза Йохана Кальвина (1509-1564), которому пришлось бежать в Женеву. В 1504 году Кальвин опубликовал свои важнейшие теории и вплоть до 1562 года в ходе второго этапа Реформации во Франции, Германии, Нидерландах и Шотландии начался процесс возникновения кальвинистских общин. Кальвинизм создал базу для возникновения таких направлений, как пресвитерианство и пуританство. Кальвинисты признавали всевластие бога избранных, которые спасутся, и что радость и легкомыслие следует подавлять.

 

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЕВРОПЕ

 

Параллельно с этим возник целый ряд других религиозных сект. К примеру, анабаптисты (перекрещенцы) выступали за крещение взрослых людей, как это сказано в Библии. Их вера в строгую церковную дисциплину как право сопротивляться авторитаризму привела к тому, что они, наряду с католиками и другими ветвями протестантизма, стали подвергаться преследованиям. Эта самая радикальная из всех протестантских групп имела центры в Моравии, Фризии и Германии. Особенно популярным это направление было у крестьян. В 1521 году учение послужило причиной крестьянского восстания, целью которого было начать христианскую революцию, направленную против любой из форм авторитаризма.


Генрих VIII

В Англии реформаторские идеи обусловили скорее политические изменения, нежели религиозные. Генрих VIII прожил в браке с испанской принцессой Екатериной Арагонской 24 года, после чего решил с ней расстаться. Для этого у него имелось немало оснований. Судьба не подарила ему и Екатерине ребенка мужского пола, который смог бы унаследовать престол. Кроме того, Генрих был увлечен Анной Болейн, которая настаивала на женитьбе. Обращение Генриха к папе Римскому с просьбой о разводе было отклонено. В ответ на это он порвал с церковью, развелся с Екатериной и женился на Анне. После разрыва всех связей с Римом, он назначил себя главой англиканской церкви и стал «хранителем веры». Те, кто отказывался признать Генриха главой церкви, обвинялись в государственной измене и предавались казни. В 1534 году Генрих приказал казнить и Анну, обвинив ее в колдовстве. Впоследствии он женился еще четыре раза - в 1537 у него родился единственный наследник мужского пола - будущий король Эдуард VI. Напряжение между англиканской и католической церковью оказывало влияние на политику Англии вплоть до XVIII столетия. Девятилетний сын Генриха VIII Эдуард VI, исповедующий протестантизм, правил лишь шесть лет до того момента, пока престол не перешел в руки его старшей сводной сестры Марии, дочери Екатерины Арагонской, верующей католички. В своем стремлении повернуть реформы назад «Мария Кровавая» проводила массовые казни предполагаемых еретиков.


 

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЕВРОПЕ

Портрет Генриха VIII Английского; он порвал с Римской церковью и называл себя «Хранителем веры».

 

После смерти Марии в 1558 году на трон взошла дочь Генриха VIII и Анны Болейн, младшая сестра Марии Елизавета, исповедующая протестантство. Как и ее отцу, Елизавете I предстояло стать одной из известнейших королев Англии.

Хотя она и намеревалась за время своего правления (а оно длилось 45 лет) окончательно покончить с религиозными беспорядками, терзающими церковь Англии, ей удалось сделать на этом поприще лишь первые шаги.


Католическая реформация

Римско-католическая церковь вяло реагировала на опасность, которую несла в себе протестантская реформация. Несмотря на то, что многие реформаторские силы снова и снова подвергали сомнению авторитет папы, другие оставались лояльны к нему и главное внимание уделяли внутренним реформам. В 1545 году папа Павел III назначил несколько выбранных им кардиналов, чтобы они проверили факты нарушений при оплате индульгенций и сговоров между коррумпированными клириками и епископами. При первой встрече на Триентском соборе были сформулированы основы католического ответа реформаторскому движению. Хотя собор в основном сохранил существующую структуру церкви, была учтена и критика протестантов в адрес большинства церковных отправлений. Было принято решение о проведении некоторых административных реформ. Папа Павел IV настаивал наболее агрессивных средствах борьбы с реформаторами: власть инквизиции была усилена; еретики сжигались. В этот период вновь начали возрождаться некоторые монашеские ордена, как, например, орден монахов-капуцинов, которые видели свое предназначение в благотворительности для бедных и строительстве часовен.  Орден иезуитов, учрежденный Игнатием Лойолой, также служил целям сопротивления реформам. Свою задачу иезуиты видели в том, чтобы воспитывать повиновение в духе Священного Писания и проповедовать повиновение церкви. Их миссионерская деятельность в Европе и в Новом Свете возвратила многих людей в лоно католической церкви. Таким образом, хотя противники реформации и имели некоторый успех в укреплении католической церкви, реформаторское движение навсегда подорвало устои церкви.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЕВРОПЕ

Вверху: Гаспар де Колиньи II (1519-1572), вождь гугенотов во Франции и адмирал, который поддерживал Генриха Наваррского. Был убит в так называемую Варфоломеевскую ночь.


Религиозные войны во Франции

В 1562 году во Франции началась открытая борьба и конфессиональные войны между католиками и гугенотами-кальвинистами. Когда в 1559 году слабый, 15-летний Франциск II взошел на престол, господство; оспаривали три французских аристократических рода: Гизы, Бурбоны и Монморанси. Гизы были могущественнейшей династией, тесно связанной с католицизмом. К большому неудовольствию гугенотов, они имели контроль над монархами. Когда Франциск умер, его преемником стал не менее слабый Карл IX: его держала под контролем Екатерина Медичи, политически сильная регентша Франции. Екатерина Медичи искала поддержки у гугенотов против семейства Гизов, за это она  обещала быть терпимой по отношению к ним. Но она оставалась католичкой и хотела, чтобы Франция оставалась католической страной. В 1562 году Гизы напали на общину гугенотов, что означало начало войны. Без сомнения, самым позорным актом в этой войне была резня, устроенная в так называемую Варфоломеевскую ночь в 1572 году. Екатерина, опасаясь растущего влияния гугенотов, внушила Карлу, что его жизнь в опасности, так как существует заговор с целью его убийства. Уверенный в этом, Карл IX приказал устроить резню в Париже. В течение трех дней лига католиков под предводительством Гизов убила более 20 тысяч человек.

Это еще более ослабило и без того нестабильную Францию, так как испанский король Филипп II и английская королева Елизавета I поддерживали гугенотов. Новый французский король Генрих III был более умеренным и заключил альянс с гугенотом Генрихом Наваррским, которого назначил своим наследником. Став королем, Генрих IV перешел в католичество и закончил войну, издав Нантский эдикт о предоставлении гугенотам свободы вероисповедания.

 


Тридцатилетняя война

Тридцатилетняя война представляла из себя сложный религиозный и политический конфликт, длившийся с 1618 по 1648 год. В основном, это была борьба за власть между французской королевой и властителями Святой Римской империи, Габсбургами. К этому времени Римская империя состояла из отдельных государств, половина которых была католическими, а другая половина - протестантскими. Большая часть этих государств позже объединилась в Германию. Их религиозные отличия порождали соперничество, например, между кальвинистским Пфальцем и католической Баварией. Когда Фридрих IV в Пфальце заключил с Англией, Францией и Голландией союз против Испании, Максимилиан Баварский создал Католическую Лигу, и соперничество вылилось в войну между обеими сторонами. Тридцатилетняя война была первой войной в Европе, в которую были вовлечены почти все крупные европейские державы. Это затронуло даже такие государства, как Швеция, Дания и Трансильвания. Образовывалось множество союзов, возникали бесчисленные конфликты. В заключение, поражение Испании привело к угрозе подавления Священной Римской империи Германией. И к радости французов, в 1648 году Тридцатилетняя война завершилась подписанием Вестфальского мирного договора между Мюнстером и Оснабрюком.


Гражданская война в Англии

Последней религиозной войной в Европе была гражданская война 1642-1648 гг. в Англии. В начале этой войны король Карл I и его свита боролись с английским парламентом. Была создана дисциплинированная и хорошо мотивированная армия под предводительством Кромвеля, которой удалось разгромить войска Карла I. Парламент приговорил его к смерти. Публичная казнь монарха в 1649 году вызвала бурю волнений в Европе. До этого момента существовало единое мнение о том, что положение монарха предопределено богом. Теперь же англичане, создав республику под предводительством Кромвеля, в значительной степени урезали власть суверена и тем показали, что революция возможна.


22.11.2017




каким богам поклонялись люди
древние люди их внешность
кто придумал посуду
справочник холодное оружие